Задание по психологии на производственную практику
«Психолого-педагогическое сопровождение учащихся»
Для 4 курса бакалавриата психолого-педагогического направления
Цели и задачи выполнения задания по психологии
Цель:
Овладеть технологиями просветительского и коррекционно-развивающего направлений работы психолога образования и анализа их эффективности
Задачи:
1. Сформировать умение качественно анализировать результаты, полученные в результате диагностической работы.
2. Научиться формулировать возможные варианты коррекционно-развивающей и профилактической работы в связи с выявленными в ходе диагностики отклонениями.
3. Овладеть алгоритмом составления коррекционно-развивающих программ, направленных на изменение различных компетенций учащихся в познавательной, эмоциональной, коммуникативной сферах.
4. Приобрести опыт проведения /реализации разработанных коррекционно-развивающих мероприятий.
5. Приобрести опыт просветительской работы в ОО.
6. Научиться анализировать эффективность разработанных коррекционно-развивающих программ с целью их совершенствования.
Алгоритм выполнения задания
1) Провести беседу с психологом образовательной организации (в случае его отсутствия – с воспитателем, учителем, родителями) с целью определения детей в группе (классе), имеющих различные психолого-педагогические проблемы с целью проведения с ними коррекционно-развивающей работы. В ходе беседы уточнить характер проблемы (в сфере индивидуально-психологических, физических, поведенческих и других особенностей личности).
Основанием для выделения «коррекционной группы» могут послужить результаты диагностики, проведённой ранее. Необходимо обосновать выбор детей для коррекционно-развивающей работы, ссылаясь на подробный анализ результатов диагностики (при необходимости провести дополнительные диагностические процедуры).
2) Приступить к разработке и реализации коррекционно-развивающей программы по следующему плану:
I подготовительный этап;
II первичная диагностика;
III коррекция типового плана и содержания работы;
IV реализация коррекционно-развивающих мероприятий;
V заключительная диагностика и ее анализ;
VI оформление результатов работы.
I подготовительный этап. Важная составляющая подготовительного этапа — подробное изучение обстоятельств, в которых развивался и находится в настоящее время ребенок (ситуация в семье и ОУ, запрос взрослого /родителя, воспитателя, учителя и жалобы ребенка, условия его развития и обучения, специфика проявления возрастных особенностей, имеющиеся трудности и ограничения и т. д.).
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-педагогическом ...
... проанализировать принципы сохранения здоровья младших школьников в коррекционно-педагогическом процессе; 3) описать профилактическую и коррекционную работу учителя на уроке и методику применения ... «здоровье» создает существенные методологические и технологические трудности в достижении этой цели. Известно, что Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье «как состояние полного ...
Такой анализ исходной ситуации позволяет выявить и предварительно сформулировать реальную проблему ребенка (детей) как гипотезу, с которой предстоит работать. На этом этапе важно не только обозначить проблему как таковую, но и комплексно подойти к определению путей и способов ее решения.
II первичная диагностика. Основное назначение первичной диагностики — получить объективные данные о состоянии тех качеств, свойств и функций, которые подлежат в дальнейшем коррекционно-развивающему воздействию. В программу целесообразно включить полный список методов диагностического сбора информации об участниках группы с подробным перечнем используемых методик и процедур, а также описание требований к процедуре проведения диагностического исследования и составлению диагностического заключения.
III коррекция типового плана и содержания работы. Уточнение плана и содержания занятий происходит в соответствии со спецификой запроса, индивидуальными особенностями участников группы, условиями их развития. Перед началом проведения коррекционной программы (особенно на этапе освоения данного вида работы) важно иметь чётко структурированные конспекты каждого занятия с хронометражем. На основе текущей обратной связи о ходе работы с группой в программу могут быть внесены коррективы.
IV реализация коррекционно-развивающих мероприятий. При описании работы необходимо указать форму, в которой она велась: индивидуальная, групповая или смешанная. Зафиксировать изменения программы, внесённые по ходу проведения занятий.
V заключительная диагностика. По окончании собственно коррекционно-развивающих мероприятий необходима итоговая (заключительная) диагностика. Ее главная цель — получение информации о результатах проведенной работы, тех изменениях, которые произошли в индивидуально-психологических, физических, поведенческих и других особенностях личности каждого участника группы. Данный этап завершается написанием диагностического заключения об изменениях изученных характеристик после проведения коррекционно-развивающих мероприятий и прогнозе будущих изменений с рекомендациями возможных форм дальнейшей работы с детьми.
Требования к отчетным материалам
Весь материал оформляется в папке со скоросшивателем и прозрачной обложкой. Текст печатается только на одной странице листа шрифтом Times New Roman, 14 pt, интервал 1,5 . Поля – обычные. Заголовки – жирным шрифтом того же размера.
Порядок следования материалов:
Первый лист – титульный с указанием вида работы (см. Приложение 1).
Второй лист – Лист оценивания.Приведена Таблица 1 без указания баллов. (Они будут проставлены преподавателем по результатам Вашей работы).
Третий «лист»- содержание с указанием структурных компонентов отчётных материалов и номеров страниц.
С четвертого листа и далее – все отчётные материалы по порядку с указанием страниц.
Структурные компоненты отчетных материалов:
Введение (цели, задачи практики, место прохождения);
Содержание учебной практики:
а) краткое изложение результатов беседы с психологом ОО (воспитателем, учителем или родителями) на предмет выделения участников коррекционной группы (см.п.2 Алгоритм выполнения задания); возможно в виде «показаний» к коррекционно-развивающей психологической работе, где содержатся результаты диагностики, наблюдений, самонаблюдений.
б) анализ деятельности на подготовительном этапе: предварительная формулировка реальной проблемы ребенка (детей) как гипотезы, с которой предстоит работать (см.п.2 Алгоритма выполнения задания).
в) представление данных первичной диагностики (в свободной форме);
г) описание коррекционно-развивающей программы (конспекты 5-7 занятий; в индивидуальной или групповой форме) с указанием ссылок на авторов и источники («идеальная форма»).
+Описание работы (с указанием и обоснованием внесённых корректив /если таковые имели место).
д) диагностическое заключение, где фиксируются изменения изученных характеристик после проведения коррекционно-развивающих мероприятий и содержится прогноз будущих изменений с рекомендациями особенностей семейного взаимодействия, возможных форм дальнейшей психологической работы с детьми (протоколы индивидуальных обследований, диагностические материалы, стимульные материалы, заполненные ребенком, должны быть представлены в Приложении Отчета).
е) оценка эффективности коррекционно-развивающей программы (см.п.3 Алгоритма выполнения задания).
ж) проект «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ» в образовательной организации: изложение идеи, оформление и особенности реализации
з) отзыв психолога ОО о работе студента-практиканта (см. Приложение 2)
Заключение (анализ значимости производственной практики).
Приложения(описание отдельных упражнений и игр программы, диагностических процедур и методик, стимульный материал, работы детей).
Литература
1.Практическая психология образования/ И.В. Дубровина, А.Д. Андреева.- М.: «Просвещение», 2003.- 480 с.
2. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей / Редактор составитель Д. Я. Райгородский. – Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2008. – 624 с.
3 http://psylist.net/praktikum/
5. Отчётность и критерии оценки
Таблица 1.
№ | Вид отчётного материала | Кол-во баллов | В том числе |
1. | Описание результатов беседы с психологом ОО (и/или учителем /воспитателем /родителем) | ||
2. | Описание оснований для включения детей в коррекционную группу | ||
3. | Разработка и реализация коррекционно-развивающей программы | ||
3.1. | Описание деятельности на подготовительном этапе | ||
3.2. | Описание деятельности на этапе первичной диагностики (с перечнем используемых методик и процедур) | ||
3.3. | Описание деятельности на этапе коррекции | ||
3.4. | Описание особенностей процесса реализации | ||
3.5. | Описание деятельности на этапе заключительной диагностики (с диагностическим заключением) | ||
3.6. | Рекомендации для дальнейшей работы с детьми | ||
3.7. | Оформление результатов коррекционно-развивающей работы | ||
4. | Оценка эффективности психокоррекцион-ных мероприятий | ||
5. | Рекомендации по дополнительной индивидуальной работе (коррекционной, развивающей, просветительской) с участниками групп | ||
6. | Рекомендации для воспитателей (учителей и (или) родителей) | ||
7. | Корректность заполнения отчетных материалов по коррекционно-развивающему направлению | ||
8. | Разработка проекта «Психологическое просвещение» | ||
8.1. | Оформление проекта «Психологическое просвещение» | ||
8.2. | Реализация проекта «Психологическое просвещение» | ||
9. | Отчет сдан в предусмотренные сроки | ||
10. | Отчет соответствует требованиям настоящей Программы практики | ||
Итого |
По окончании практики выставляется оценка по следующим критериям:
«5»-90% от всей суммы баллов, от 540 до 600 баллов
«4»- 70%, от 420 до 539
«3»- 50 %, от 300 до 419