Алгоритм выполнения задания

Задание по психологии на производственную практику

«Психолого-педагогическое сопровождение учащихся»

Для 4 курса бакалавриата психолого-педагогического направления

Цели и задачи выполнения задания по психологии

Цель:

Овладеть технологиями просветительского и коррекционно-развивающего направлений работы психолога образования и анализа их эффективности

 

Задачи:

1. Сформировать умение качественно анализировать результаты, полученные в результате диагностической работы.

2. Научиться формулировать возможные варианты коррекционно-развивающей и профилактической работы в связи с выявленными в ходе диагностики отклонениями.

3. Овладеть алгоритмом составления коррекционно-развивающих программ, направленных на изменение различных компетенций учащихся в познавательной, эмоциональной, коммуникативной сферах.

4. Приобрести опыт проведения /реализации разработанных коррекционно-развивающих мероприятий.

5. Приобрести опыт просветительской работы в ОО.

6. Научиться анализировать эффективность разработанных коррекционно-развивающих программ с целью их совершенствования.

Алгоритм выполнения задания

1) Провести беседу с психологом образовательной организации (в случае его отсутствия – с воспитателем, учителем, родителями) с целью определения детей в группе (классе), имеющих различные психолого-педагогические проблемы с целью проведения с ними коррекционно-развивающей работы. В ходе беседы уточнить характер проблемы (в сфере индивидуально-психологических, физических, поведенческих и других особенностей личности).

Основанием для выделения «коррекционной группы» могут послужить результаты диагностики, проведённой ранее. Необходимо обосновать выбор детей для коррекционно-развивающей работы, ссылаясь на подробный анализ результатов диагностики (при необходимости провести дополнительные диагностические процедуры).

2) Приступить к разработке и реализации коррекционно-развивающей программы по следующему плану:

I подготовительный этап;

II первичная диагностика;

III коррекция типового плана и содержания работы;

IV реализация коррекционно-развивающих мероприятий;

V заключительная диагностика и ее анализ;

VI оформление результатов работы.

I подготовительный этап. Важная составляющая подготовительного этапа — подробное изучение обстоятельств, в которых развивался и находится в настоящее время ребенок (ситуация в семье и ОУ, запрос взрослого /родителя, воспитателя, учителя и жалобы ребенка, условия его развития и обучения, специфика проявления возрастных особенностей, имеющиеся трудности и ограничения и т. д.).

21 стр., 10273 слов

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-педагогическом ...

... проанализировать принципы сохранения здоровья младших школьников в коррекционно-педагогическом процессе; 3) описать профилактическую и коррекционную работу учителя на уроке и методику применения ... «здоровье» создает существенные методологические и технологические трудности в достижении этой цели. Известно, что Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье «как состояние полного ...

Такой анализ исходной ситуации позволяет выявить и предварительно сформулировать реальную проблему ребенка (детей) как гипотезу, с которой предстоит работать. На этом этапе важно не только обозначить проблему как таковую, но и комплексно подойти к определению путей и способов ее решения.

II первичная диагностика. Основное назначение первичной диагностики — получить объективные данные о состоянии тех качеств, свойств и функций, которые подлежат в дальнейшем коррекционно-развивающему воздействию. В программу целесообразно включить полный список методов диагностического сбора информации об участниках группы с подробным перечнем используемых методик и процедур, а также описание требований к процедуре проведения диагностического исследования и составлению диагностического заключения.

III коррекция типового плана и содержания работы. Уточнение плана и содержания занятий происходит в соответствии со спецификой запроса, индивидуальными особенностями участников группы, условиями их развития. Перед началом проведения коррекционной программы (особенно на этапе освоения данного вида работы) важно иметь чётко структурированные конспекты каждого занятия с хронометражем. На основе текущей обратной связи о ходе работы с группой в программу могут быть внесены коррективы.

IV реализация коррекционно-развивающих мероприятий. При описании работы необходимо указать форму, в которой она велась: индивидуальная, групповая или смешанная. Зафиксировать изменения программы, внесённые по ходу проведения занятий.

V заключительная диагностика. По окончании собственно коррекционно-развивающих мероприятий необходима итоговая (заключительная) диагностика. Ее главная цель — получение информации о результатах проведенной работы, тех изменениях, которые произошли в индивидуально-психологических, физических, поведенческих и других особенностях личности каждого участника группы. Данный этап завершается написанием диагностического заключения об изменениях изученных характеристик после проведения коррекционно-развивающих мероприятий и прогнозе будущих изменений с рекомендациями возможных форм дальнейшей работы с детьми.

Требования к отчетным материалам

Весь материал оформляется в папке со скоросшивателем и прозрачной обложкой. Текст печатается только на одной странице листа шрифтом Times New Roman, 14 pt, интервал 1,5 . Поля – обычные. Заголовки – жирным шрифтом того же размера.

Порядок следования материалов:

Первый лист – титульный с указанием вида работы (см. Приложение 1).

Второй лист – Лист оценивания.Приведена Таблица 1 без указания баллов. (Они будут проставлены преподавателем по результатам Вашей работы).

Третий «лист»- содержание с указанием структурных компонентов отчётных материалов и номеров страниц.

С четвертого листа и далее – все отчётные материалы по порядку с указанием страниц.

Структурные компоненты отчетных материалов:

Введение (цели, задачи практики, место прохождения);

Содержание учебной практики:

а) краткое изложение результатов беседы с психологом ОО (воспитателем, учителем или родителями) на предмет выделения участников коррекционной группы (см.п.2 Алгоритм выполнения задания); возможно в виде «показаний» к коррекционно-развивающей психологической работе, где содержатся результаты диагностики, наблюдений, самонаблюдений.

б) анализ деятельности на подготовительном этапе: предварительная формулировка реальной проблемы ребенка (детей) как гипотезы, с которой предстоит работать (см.п.2 Алгоритма выполнения задания).

в) представление данных первичной диагностики (в свободной форме);

г) описание коррекционно-развивающей программы (конспекты 5-7 занятий; в индивидуальной или групповой форме) с указанием ссылок на авторов и источники («идеальная форма»).

+Описание работы (с указанием и обоснованием внесённых корректив /если таковые имели место).

д) диагностическое заключение, где фиксируются изменения изученных характеристик после проведения коррекционно-развивающих мероприятий и содержится прогноз будущих изменений с рекомендациями особенностей семейного взаимодействия, возможных форм дальнейшей психологической работы с детьми (протоколы индивидуальных обследований, диагностические материалы, стимульные материалы, заполненные ребенком, должны быть представлены в Приложении Отчета).

е) оценка эффективности коррекционно-развивающей программы (см.п.3 Алгоритма выполнения задания).

ж) проект «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ» в образовательной организации: изложение идеи, оформление и особенности реализации

з) отзыв психолога ОО о работе студента-практиканта (см. Приложение 2)

Заключение (анализ значимости производственной практики).

Приложения(описание отдельных упражнений и игр программы, диагностических процедур и методик, стимульный материал, работы детей).

Литература

1.Практическая психология образования/ И.В. Дубровина, А.Д. Андреева.- М.: «Просвещение», 2003.- 480 с.

2. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей / Редактор составитель Д. Я. Райгородский. – Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2008. – 624 с.

3 http://psylist.net/praktikum/

5. Отчётность и критерии оценки

Таблица 1.

Вид отчётного материала Кол-во баллов В том числе
1. Описание результатов беседы с психологом ОО (и/или учителем /воспитателем /родителем)  
2. Описание оснований для включения детей в коррекционную группу    
3. Разработка и реализация коррекционно-развивающей программы  
3.1. Описание деятельности на подготовительном этапе  
3.2. Описание деятельности на этапе первичной диагностики (с перечнем используемых методик и процедур)  
3.3. Описание деятельности на этапе коррекции  
3.4. Описание особенностей процесса реализации  
3.5. Описание деятельности на этапе заключительной диагностики (с диагностическим заключением)  
3.6. Рекомендации для дальнейшей работы с детьми  
3.7. Оформление результатов коррекционно-развивающей работы  
4. Оценка эффективности психокоррекцион-ных мероприятий  
5. Рекомендации по дополнительной индивидуальной работе (коррекционной, развивающей, просветительской) с участниками групп  
6. Рекомендации для воспитателей (учителей и (или) родителей)  
7. Корректность заполнения отчетных материалов по коррекционно-развивающему направлению  
8. Разработка проекта «Психологическое просвещение»  
8.1. Оформление проекта «Психологическое просвещение»  
8.2. Реализация проекта «Психологическое просвещение»  
9. Отчет сдан в предусмотренные сроки  
10. Отчет соответствует требованиям настоящей Программы практики  
Итого    

 

По окончании практики выставляется оценка по следующим критериям:

«5»-90% от всей суммы баллов, от 540 до 600 баллов

«4»- 70%, от 420 до 539

«3»- 50 %, от 300 до 419