1.Понятие «управление»

Практическое занятие 1

Вопросы и практические задания:

В основе роста социально-экономического и политического могущества государств, развития мировых рынков продукции и услуг, успеха отдельной организации и человека лежат процессы управления. Практически все население Земли испытывает на себе влияние управляющих воздействий, являясь гражданами государства, налогоплательщиками, бизнесменами или наемными работниками, членами общественных организаций и т.д. Именно управление определяет уровень жизни населения в любой стране. По выражению П. Друкера, нет бедных стран — есть страны, плохо управляемые. Термин «управление» трактуется как:

  • элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающих сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы цели деятельности;
  • особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно целенаправленную и производительную группу.

2. На каждом предприятии можно выделить не менее трех уровней управления: — уровень управления собой и своей работой, — уровень управления подразделением предприятия или группой работников, — уровень управления персоналом всей организации. В системе управления персоналом субъект управления (администрация, кадровый менеджмент) воздействует на объект управления (персонал предприятия) с тем, чтобы персонал выполнял стратегические и тактические задачи компании. При этом на практике применяются три вида управления персоналом:  — административный (организационный или организационно-распорядительный), — экономический, — социально-психологический.  С административным видом управления связаны методы принуждения, основанные на требованиях к работникам соблюдать дисциплину и выполнять директивы, законы, планы, приказы. Стиль руководства при административном управлении, как правило, авторитарный.

Административный вид управления предусматривает выполнение следующих функций: — планирование и управляющее воздействие сверху – вниз, — создание и своевременное сообщение исполнителям нормативных и распорядительных директив. Экономический вид управления персоналом предполагает применение методов побуждения, которые помогают повысить уровень заинтересованности работников в создании конкурентных преимуществ компании на рынке. Экономический вид управления предусматривает выполнение функций: — экономическое стимулирование персонала, — подбор профессионалов для выполнения соответствующих задач, — стимулирование рационализации и творческой инициативы у сотрудников. Социально-психологический вид управления персоналом основан на применении методов убеждения сотрудников и нацелен на достижение взаимопонимания лично с каждым из них. Особенности этого вида управления предусматривают выполнение таких функций, как:  мониторинг социально-психологических процессов,  моделирование социально-психологических процессов,  анкетирование и тестирование персонала,  применение психотехнологий,  моральное стимулирование.

11 стр., 5388 слов

Социально-ролевые функции

... социально-ролевых функций управления; анализ социально-ролевых функций руководителя ООО «Роза ветров»; разработка путей совершенствования социально-ролевых функций управления ООО «Роза ветров». 1 СОДЕРЖАНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-РОЛЕВЫХ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ ... персонала 3. Связующее звено Участвует в совещаниях за рамками предприятия, контактирует с деятельностью ... самом высоком уровне в странах ...

3.Что такое менеджмент, каковы его основные признаки?

Менеджмент- это эффективное и рациональное достижение целей организации посредством планирования, организации, руководства и контроля организационных ресурсов.

В данном определении заключены две важные идеи:

  1. Основные функции управления. А именно — планирование, организация, лидерство и контроль.
  2. Эффективное и рациональное достижение целей организации. 

Управление — целенаправленное информационное воздействие одной системы на другую с целью изменения ее поведения в определенном направлении.

Социальное управление — целенаправленное воздействие на общество с целью изменения его поведения (сохранение структуры, поддержание режима деятельности, реализация программы достижения целей).

Выделяют сознательное и стихийное социальное управление.

Менеджмент — совокупность принципов, методов и средств управления с целью повышения эффективности предпринимательской деятельности и увеличения прибыли.

Принцип руководства — представляет собой общую рекомендацию для действий и принятия решений.

Процедура руководства — представляет собой описание действий, которые следует предпринять в конкретной ситуации.

Правило руководства — точное предписание относительно того, что должно быть сделано в специфической ситуации.

Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Задача менеджеров — определить истинные побуждения сотрудников для работы с максимальной отдачей и обеспечить условия для реализации потенциала подчиненных.

Контроль — деятельность по измерению и оценке результатов работы. Контроль необходим для подведения итогов функционирования, выявления и предупреждения кризисных ситуаций. Цитируя Питера Драккера, «контроль и определение направления — это синонимы». Важнейшей особенностью контроля является его всеобъемлющий характер.

4.Назовите основные черты менеджмента?

Однако традиционное определение менеджмента «управлять — это значит предвидеть и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать» уже не в полной мере отвечает реальной ситуации, сложившейся в современной экономике, основными характеристиками которой являются:

  • изменения в характере современного менеджмента, который, с одной стороны, превращается в интегрированный процесс, объединяющий все вышеуказанные функции, а с другой стороны, приобретает модульную структуру, включая появление множества видов менеджмента — маркетинговый менеджмент, инновационный, бюджетный и др.;
  • появления ряда новых функций, таких как развитие культуры менеджмента, постоянные инновации, интеллектуальный творческий процесс развития и использования индивидуальных внутренних ресурсов менеджера и человеческого капитала организации, интеллектуальное лидерство в управлении командами и проектами, влияние менеджера на имидж своей организации;
  • нестабильность и динамичность внешних и внутренних условий, которые приобрели турбулентный характер, вынуждают менеджеров самостоятельно постоянно реорганизовывать и изменять свои цели;
  • внимание к конечным результатам и эффективности управленческой деятельности, а не к функциям, деятельности, процессу;
  • радикальное изменение взаимоотношений между персоналом и руководством: никто не должен «управлять людьми»; задача — вести людей за собой; цель — сделать продуктивными специфические сильные стороны личности и знания каждого индивида;
  • качественно новый вид децентрализации управления, создающей максимальную свободу менеджеру-преобразователю, формирование новых внутренних сетевых структур управления в виде команд, рабочих групп для решения проблем развития;
  • новые интеллектуальные факторы современного управления, проявляющие себя в изменении уровня квалификации кадров менеджеров, используемых ими новых методах планирования и новых высоких информационных технологиях и технических средствах (высокопроизводительные ЭВМ и их сети, телекоммуникации, Интернет);
  • фактор риска, который в современной экономике стал одним из приоритетных в принятии управленческих решений.

5.Каковы основные источники научного менеджмента?

Датой рождения мен-та называют 1911 год, когда вышел в свет труд Тейлора «Принципы научного управления». На самом деле наука об управлении начала зарождаться очень давно.

12 стр., 5514 слов

Развитие стиля управления в организации (на примере СК «Авиакор»)

... данной темы заключается в том, что стиль управления играет важную роль не только в современном менеджменте, но и в различных организациях, оттого с помощью каких методов управлять ... и какой стиль выбрать будет зависеть успех организации. Предметом исследования в моей работе является стиль управления ...

Эволюция управленческой мысли

5000 лет до н.э. — Древние шумеры — Появление клинописи, возможность регистрации фактов;

4000 лет до н.э. — Древний Египет — Признание необходимости планирования, организации и контроля – функции мен-та (мотивации не было)

2600 лет до н.э. — Др.Египет — Организация и управление в условиях децентрализации

1792 г. до н.э. — Др.Вавилон, Хаммурапи — Законы Хамураппи: использование свидетелей и письм. источников для контроля. Установление МРОТ (миним размер оплаты труда)

1491 г. до н.э. — Др. евреи — Концепция орг-ции (классическая), скалярный принцип, принцип управления по методу исключения

500 лет до н.э. — Др.Китай — Формулировка принципа специализации

400 лет до н.э. – Сократ — Признание универсальности управления во всех сферах жизни: экономика, политика, духовная, социальная

350 лет до н.э. – Платон — Специализация ( каждое сословие д. заниматься своим)

1436 г – Венеция — Учёт издержек производства, чеки и балансы для контроля, присвоение номера при инвентаризации. Контроль товарных запасов и себестоимости

1515 г – Англия, Томас Мур — Анализ недостатков плохого руководства, призыв к усилению специализации

1525 г – Флоренция Н. Макиавелли — Осознание значения массового согласия, определение качеств руководителя

23 стр., 11075 слов

Психологическое управление производственной организацией

... отдельности. В экономической сфере появляется все больше и больше негосударственных предприятий и организаций: акционерные общества, коммерческие, кооперативные и хозрасчетные компании, корпорации, концерны. И ... Каверин «Мотивация труда» (с. 65-88) считает заблуждением укоренившееся в психологии мнение о том, что «авторитарный и демократический стили управления оцениваются одинаково положительно, ...

1776 г – Англия, Адам Смит — Принцип специализации применительно к промышленным рабочим

1800 г – Англия, Джеймс Уатт — Страхование служащих, матер. стимулирование, рождественские праздники и премии для служащих

1810 г – Англия, Роберт Оуэн — Социальные программы, 10,5 – часовой день, обучение рабочих и их детей, строительство жилья для рабочих, частичная оплата нетрудоспособности.

1820 г – Англия, Джеймс Милл — Анализ человеч. Мотивации

1911 г. – Англия, Ф. Тейлор – рождение менеджмента как науки.

Предпосылки формирования менеджмента как науки

Предпосылками и источниками формирования менеджмента как управления особого рода является: 1. индустриальный способ организации производства. 2. развитие рыночных отношений.

Менеджмент стал рассматривать в качестве важнейшей составляющей успеха корпораций, как особое искусство и род занятий.

4 подхода к развитию науки менеджмент выделили 4 школы управления, каждая из которых базируется на своих позициях и взглядах. Первый подход, с точки зрения научного управления, сформировал школу научного управления (рационалистическую).

2. Административный подход, сформировал классическую (административную) школу управления. 3. Подход с т.зр. человеческих отношений и науки о поведении сформулировал школу психологических и человеческих отношений. 4. Подход с т.зр. количественных методов, сформировал школу науки управления.

Указанные школы управления получили своё развитие в первой половине 20 века.

6.Каково содержание научного менеджмента?

В основе системы Тейлора лежит положение о том, что для эффективной организации работы предприятия необходимо создать такую систему управления, при которой бы обеспечивался максимальный рост производительности труда при наименьших затратах.

Эту мысль Тейлор сформулировал так: «Необходимо осуществлять такое руководство предприятием, чтобы исполнитель при наиболее благоприятном использовании всех своих сил, мог бы в совершенстве исполнить ту работу, которая соответствует наивысшей производительности, предоставляемого ему оборудования». 2

Тейлор предположил, что проблема, прежде всего, связана с недостатком практики управления. Предмет его исследований было положение рабочих в системе машинного производства. Тейлор поставил перед собой цель выявить принципы, позволяющие максимально извлечь «пользу» от любого физического труда, движения. И на основе анализа статистических данных им была обоснованна необходимость замены господствующей в то время системы общего руководства управления той, которая основана на повсеместном использовании специалистов узкого профиля.

Среди важнейших принципов научной организации труда Тейлора выделяются такие, как специализация работы и распределение ответственности между рабочими и управляющими. Эти принципы легли в основу проповедуемой Тейлором функциональной структуры организации, которая должна была сменить господствовавшую тогда линейную структуру.

7. Что такое организация.

Под организацией в менеджменте обычно понимают иерархически организованную совокупность людей, объединенных общими коммерческими целями (получение прибыли) и действующих на основе разделения труда.  Прежде всего, слово «система » в одном из своих значений обозначает «строение, устройство чего-либо». Употребляя слово в этом значении, мы можем говорить, например, об организации досуга студентов, об организации работы в рамках отдела предприятия — другими словами, о том, как организована какая-то деятельность. В этом смысле слово «организация» обозначает свойство , а не сущность, явление.  Во втором значении слово «организация» обозначает «совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели,  решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и иерархической структуры». Для того, чтобы могла возникнуть организация в этом втором значении, необходимо наличие трех условий:  1) есть хотя бы одна цель, которая объединяет членов организации;  2) есть хотя бы два человека, которые готовы работать и работают вместе для того, чтобы достичь заслуживающих перед ними целей;  3)  есть хотя бы два человека, которые считают себя принадлежащими к организации.  Любая организация может быть описана с учетом целого ряда компонентов: цели, типа иерархии, характера управления и степени формализации.  Цель — данное образ результата, в котором заинтересована организация и к которому она стремится. Иерархия предполагает распределение ролей на две группы: роли, наделяющие их носителей администрацией , и роли, ставящие индивида в подчиненное положение. С точки зрения иерархии, выделяют централизованные и нецентрализованные организации.

10 стр., 4501 слов

Механизмы управления конфликтными ситуациями в организации

... пособия и учебники; литература экономистов. Глава 1. Теоретические основы управления конфликтами в организации .1 Сущность, структура и функции конфликтов Согласно российскому социологу ... Цель курсовой работы: изучить теоретические основы управления конфликтами в организации, проанализировать конфликтные ситуации в деятельности организации ОАО «Магнит» и разработать направления совершенствования ...

8. Что такое предприятие?

Понятие «предприятие»

Под этим термином подразумевают субъект, который производит товар или предоставляет услуги. Целью существования любого предприятия является получение прибыли. Их можно назвать основным звеном экономики любого государства, поскольку они пополняют бюджет за счет выплаты налогов, предоставляют рабочий места и социальные гарантии работникам.

Классификация предприятий

Существует несколько подходов в делении предприятий на группы:

а) В зависимости от количества задействованных на их объектах людей:

  • малые (меньше 100 человек);
  • средние (100-499 человек);
  • крупные (свыше 500 человек).

б) В зависимости от физического или юридического лица, владеющего предприятием:

  • частные;
  • государственные;
  • муниципальные;
  • принадлежащие общественным организациям;
  • другие.

в) В зависимости от организационных особенностей:

  • индивидуальные;
  • корпорации;
  • партнерства.

Структура предприятия

Структурой предприятия называют его внутреннее устройство, которое характеризует его подразделения и связи между начальником и подчиненным. Это понятие сугубо индивидуальное для каждого предприятия. Оно зависит от его размера, типа, организационных особенностей, характера работы, масштабов производства.

  1. Что такое учреждение?

УЧРЕЖДЕНИЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ — по гражданскому законодательству РФ организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Права У. на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с нормами ГК. РФ о праве оперативного управления. У. отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник соответствующего имущества. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных У. определяются законом и другими правовыми актами.

19 стр., 9195 слов

Структура и содержание психологической компетентности специалиста ...

... выбор темы исследования: «Психологическая компетентность специалиста по социальной работе в организации социального обслуживания пожилых людей». Цель исследования: Раскрыть структуру и ... людей; С.Г.Киселева, Н.Ф.Дементьевой, Н.В.Катюхина, М.Л.Захарова, Э.Г.Тучкова о формах организации социального обслуживания людей пожилого возраста; Л.А.Аухадеевой, Р.К.Бикмухаметова, М.Е.Дашкина, Т.В.Никольской ...

Вопросы для обсуждения

1. Проанализируйте ситуацию, сложившуюся в российском бизнесе в отношении наличия и привлечения высококвалифицированных менеджеров. Каковы ее последствия?

2.В каких менеджерах нуждаются сегодня российские предприятия больше всего и почему?

3.В чем причина нехватки высококвалифицированных менеджеров в Рос­сии?

4.Почему процесс привлечения высококвалифицированных менеджеров в российские компании идет медленно?

  1. Я считаю, что сложившаяся в нынешнее время ситуация в Российском бизнесе в отношении наличия и привлечения высококвалифицированных менеджеров очень плачевна. Я считаю основной причиной данной проблемы плохо развитую экономику и условия для обучения менеджеров в России, а так же индивидуальность каждого предприятия. То есть, иногда компании нужен менеджер ,который будет выполнять именно поставленные ими цели, которые будущий работник раньше не изучал, а компания или предприятие не дают должных условий для обучения. Но это не во всех компаниях.
  1. Российские предприятия сегодня нуждаются в таких менеджерах, которым будет интересен успех и продвижение своего предприятия, которые будут работать, не дожидаясь конца рабочего дня, а в свое удовольствие. Менеджеру в первую очередь должна быть интересна своя работа. Менеджер не должен стоять на месте, он должен постоянно совершенствоваться и заниматься саморазвитием.
  1. Основной причиной нехватки специалистов, я считаю плохую систему образования, что опять же идет от наших вышестоящих чиновников. Они поломали долго формировавшуюся систему обучения, решив ввести «новшества», что получилось у них не очень и что ведет к отупению молодежи.
  1. Процесс привлечения идет медленно потому что у выпускающихся специалистов нету стимула пойти на работу. Не создаются должные условия для сотрудников, а там где создаются идет очень большой конкурсный отбор, на что у многих не хватает времени. У нас в организациях нету должной культуры организации порядка и условий. Поэтому студенты вынуждены идти работать в таксисты, продавцы и т.д. И из-за нехватки материальных средств они чаще всего попадают в банковские долговые ямы: кредиты, ипотеки и суды.
  1. Что такое инфраструктура менеджмента?

ИНФРАСТРУКТУРА МЕНЕДЖМЕНТА — это комплекс учреждений и организаций, обслуживающих работу менеджера (банки, биржи, аукционы, ярмарки, рынки ит.д.).

  1. Каковы роль и место отношений собственности в менеджменте?

Право собственности – это право обладания имуществом, которое дает возможность обладателю собственности – собственнику определять содержание и направления использования принадлежащего ему имущества, в том числе и права на его продажу. Право собственности предполагает владение, пользование и распоряжение собственником своим имуществом.

6 стр., 2944 слов

Социальная работа как профессиональная деятельность 2

... Социальные службы: типы, структура, особенности функционирования Социальные службы - предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному ... и поддержки нуждающемуся человеку. С системностью в организации и содержании социальной защиты тесно связана комплексность, т.е. обеспечение ...

Под владением понимается возможность иметь у себя данное имущество, фактически обладать им (например, числить на своем балансе).

Пользование – это возможность эксплуатации, хозяйственного использования имущества, его потребления (для продуктов питания).

Распоряжение означает возможность изменения принадлежности имущества, его состояния или предназначения (например, передача по договору, уничтожение и т. д.).

Права собственности могут принадлежать и не собственнику, а иному законному владельцу имущества, например арендатору.

При совершении имущественных сделок и заключении договоров физические и юридические лица обладают полной свободой выбора их условий. Если воля этих лиц под влиянием насилия, угрозы, обмана, злонамеренного сговора, давления (в том числе и со стороны государственных органов) оказывается несвободной, сделка может быть признана недействительной.

Особые отношения собственности складываются у юридических лиц, имеющих имущество в хозяйственном ведении либо в оперативном управлении.

Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, может создавать предприятия, определять предмет и цели его деятельности, назначать менеджера предприятия. Ему принадлежит часть прибыли от использования находящегося в его ведении имущества. Однако предприятие не вправе продавать полученное на праве хозяйственного ведения имущество, сдавать его в аренду, закладывать или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Движимым имуществом предприятие может распоряжаться самостоятельно.

Собственник имущества, закрепленного за ним на праве оперативного правления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом по его назначению в соответствии с заданиями собственника и целями своей деятельности. Он вправе изъять излишнее, используемое не по назначению, либо вовсе не используемое имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Собственник имущества вправе передавать другим лицам свои права владения, пользования и распоряжения этим имуществом, оставаясь собственником (например, при сдаче имущества в аренду).

Возможна передача управления имуществом другому лицу в так называемое доверительное управление. При этом доверительный управляющий не приобретает права собственности на переданное имущество.

Более сложной формой управления собственностью является траст (от английского trast – доверие).

В этом случае учредитель траста – собственник наделяет управляющего правами собственности на имущество (это может быть не только предприятие, но и деньги, ценные бумаги и т. п.).

Управляющий, действуя в интересах собственника, отдает ему весь полученный в результате такой деятельности доход.

В коммерческой деятельности различают ряд форм собственности. Форма собственности – понятие не правовое, а экономическое: с точки зрения закона эти формы неразличимы — все они обладают равными правами. В нашей стране признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности

9 стр., 4112 слов

Методические рекомендации по организации деятельности по опеке ...

... ГК РФ). Опекуны не назначаются подопечным, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги (часть 4 статьи 35 ГК РФ). Территориальный орган осуществляет проверку ... (часть 6 статьи 15 Закона № 48-ФЗ). 13. Опекуны не имеют права собственности на имущество подопечных (часть 1 статьи 17 Закона № 48-ФЗ). Опекун и попечитель ...

  1. Какова взаимосвязь собственника «предпринимателя», исполнительного директора, промышленного менеджмента в социальной сфере?
  2. В чем суть государственного управления?

 — внедрить метод системной технологии, что переведет государство в режим инновационного развития в направлении к государственному управлению общества знаний. Эта инновация могла бы создать развивающееся единое профессиональное поле государственного и муниципального управления. Было бы создано целостное государственное управление, обладающее свойствами опережения, системности, технологичности и другими свойствами целостной системы. Кроме этого, такое государственное управление будет также обладать неразрушающей способностью повышать эффективность результатов своего функционирования путем заимствования передовых методов менеджмента неправительственной сферы и других государственных систем.

В российском государственном управлении налицо такая движущая сила как: желание и умение подчиненного любую задачу, вопрос «выдавить наверх», т.е. поручить своему или более высокому руководителю, доказав ее более масштабную роль, лучше всего национальную.

  1. Каковы взаимосвязь и различие государственного управления и менеджмента в системе рыночных отношений?
  2. Что означает хозяйственное ведение?

Хозяйственное ведение форма права собственности на имущество, переданное государственномупредприятию собственником, которым является, как правило, государство или муниципальные органывласти.  Имущество, находящееся на правах собственности хозяйственного ведения, не может быть сдано в аренду,продано, использовано в качестве залога или вклада без согласия собственника. Предприятие, управляемоена таких правах, несет ответственность перед собственником и кредиторами за соответствие уставногокапитала величине чистых активов,а также имеет право создавать дочерние предприятия,передавая им часть своего имущества. 

Собственник не отвечает по обязательствам предприятия,управляемого на правах хозяйственного ведения.

  1. Что означает оперативное управление?

ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ — по законодательству РФ имущество, закреплен-ное собственником загосударственными или иными учреждениями, финансиру емыми за счет собственника, находятся воперативном управлении указанных учреждений, которые в пределах, установленных законом,осуществляют всоответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначениемимущества права владения, пользования и распоряжения этим иму ществом. Собственник закрепленного заучреждением имущества имеет право изъять это имущество либо перераспределить его между другимисозданными им юридическими лицами по своему усмотрению, если иное не установленозаконодательством.

8 стр., 3976 слов

Сущность, основные цели и условия социального развития организации

... с другими организациями и на муниципальную базу социальной сферы. Но при любом варианте забота о социальной инфраструктуре является важнейшим требованием к управлению социальным развитием. 2 ... вид менеджмента, имеет свой объект, свои методы, формы выработки и реализации управленческих решений. Основные факторы развития социальной среды организации Социальные факторы применительно к организации ...

  1. Что означает доверительное управление?

Доверительное управление имуществом — передача одной стороной (учредителем управления) другойстороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущества в доверительное управление(траст), осуществляемое в интересах учредителя управления или указанного им лица(выгодоприобретателя).

18. Каковы особенности менеджмента в социальной сфере

Первая особенность менеджмента в социальной сфере – характер тех процессов, в которых осуществляется управление. Эти процессы отличает их значимость не только для отдельной личности, но в первую очередь для общества в целом. Проблемы образования и воспитания народа, охраны его здоровья, культурного развития, борьбы с алкоголизмом и наркоманией, помощи малоимущим и обездоленным, налаживание межэтнических отношений и миграционных процессов под силу лишь всему обществу с его государственными институтами.

Для процессов, возникающих в социальной сфере, характерны высокая нравственная, духовная составляющая, отсутствие непосредственного материального интереса и в связи с этим низкая денежная рентабельность и самоокупаемость. Предоставленные самим себе, эти процессы не могут развиваться в благоприятном для людей направлении и обречены на неудачу. Именно в силу этого процессы социальной сферы заслуживают особого отношения общества и выделяются в особую группу. В ряде развитых стран деятельность в социальной сфере именуется общественно полезной.

Вторая особенность менеджмента в социальной сфере – особый характер форм собственности организаций, ведущих деятельность в этой области. Как правило, собственность этих организаций, в отличие от государственной, муниципальной и частной собственности, относится к группе «прочие формы». Это собственность общественных и религиозных организаций, всевозможных фондов, объединений и т. п. Все формы собственности этой группы существуют в соответствии с особыми законами, отличающимися от действующих для государственной, муниципальной и частной собственности.

Как и в других отраслях деятельности, определяющими в экономических отношениях социальной сферы являются отношения собственности на средства труда – здания и помещения, необходимое оборудование, компьютеры, аудио и видеотехника, оргтехника и т. д.

Поскольку до начала экономической реформы в нашей стране существовала государственная монополия на средства труда, в том числе и в социальной области, в настоящее время основная масса организаций социальной сферы учреждена государственными и муниципальными органами власти, которые и являются их собственниками. В этих условиях в распоряжении организаций социальной сферы обычно оказываются лишь продукты интеллектуального труда их коллективов, доходы от собственной деятельности, приобретенные на эти доходы объекты собственности, а также денежные средства, имущество и другие объекты собственности, переданные организации спонсорами и благотворителями (физическими и юридическими лицами) в виде пожертвования, дара или по завещанию. Серьезных правовых механизмов разграничения форм собственности организаций социальной сферы, способных защитить права этих организаций и их трудовых коллективов, пока не существует.

Третья особенность менеджмента в социальной сфере – как правило, некоммерческий характер организаций, осуществляющих деятельность в этой области. В соответствии с Гражданским кодексом некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. Это, естественно, значительно ограничивает возможности предприятий социальной сферы в заработке необходимых им для деятельности средств и заставляет в большей степени полагаться на помощь государства, спонсоров и благотворителей.

Вместе с тем некоммерческие организации имеют и ряд отличий, дающих им дополнительные возможности эффективной хозяйственной деятельности. Так, в соответствии с законодательством, в отличие от коммерческих организаций, некоммерческие могут иметь в качестве учредителей, участников и вкладчиков государственные органы и органы местного самоуправления.

Некоммерческие организации в качестве юридических лиц могут учреждать, быть участниками и вкладчиками коммерческих предприятий, что также помогает им получать средства, необходимые для основной деятельности.

Четвертая особенность менеджмента в социальной сфере – получение организациями, работающими в этой области, ряда льгот, которыми государство поощряет эту общественно полезную деятельность.

К таким льготам относятся льготы по налогам (на прибыль, на добавленную стоимость, на продажи и т. д.), льготы по ведению внешнеэкономической деятельности (пошлины, квоты и т. д.), льготы по приобретению (приватизации) имущества и его использованию (аренда, лизинг и т. д.), льготы по получению и использованию государственного кредита, по материально-техническому снабжению и др.

Упомянутые льготы при их умелом использовании существенно расширяют материальные возможности организаций социальной сферы, создают условия для весьма прибыльного бизнеса в интересах главной уставной цели этих организаций.

Нельзя, однако, не упомянуть о том, что эти заманчивые льготы, как показывает опыт, являются благодатной почвой для бессовестного криминала, получающего с помощью таких льгот баснословные прибыли для удовлетворения своих корыстных интересов.

Пятая особенность менеджмента в социальной сфере – ограниченность применения в этой области рыночного механизма и необходимость государственного регулирования. Эта особенность является обобщающей. Она вытекает, во-первых, из того, что услуги социальной сферы необходимы подавляющей части общества, а оплачивать их могут далеко не все. Поскольку реализация этих услуг в интересах всего общества (от плохого здоровья, необразованности и невоспитанности населения страдают все), эту функцию берет на себя институт, представляющий общество в целом – государство. Отсюда бюджетное финансирование и активное участие государственных органов в регулировании процессов социальной сферы.

Во-вторых, предоставленные рыночной стихии услуги социальной сферы, ее возможности, зависящие от рыночных цен, конкуренции, прибыльности и т. п., перестают решать социальные задачи и превращаются в обыкновенный товар, который достается не тем, кто в нем особенно нуждается, а тем, кто способен за него заплатить. Поэтому такие экономические рычаги, как ценообразование, налогообложение, в необходимой мере должны здесь быть в руках не отдельных предпринимателей, а всего общества, т. е. государства.

Наконец, в-третьих, осуществление государством бюджетного финансирования социальной сферы и упомянутые выше льготы социальным организациям заставляют вести тщательный контроль деятельности этих организаций, обеспечивающий целевой характер расходования средств и исключение злоупотреблений. Эти функции также берет на себя государство.