1. Лиц с нарушениями речи

Тема: Психолого-педагогические особенности лиц с нарушениями речи (логопсихология).

2.ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИИ

3.ЭТИОЛОГИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

4.ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ПО КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ

5.ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ

 ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Логопсихология— отрасль специальной психологии изучающая психологические особенности лиц с различнымиречевыми расстройствами.

Логопсихология изучает причины, механизмы, симптоматику, структуру нарушений в познавательной, эмоционально-волевой сферах, а также межличностных отношений детей с нарушениями в речевом развитии.

Объект изучения определяется тем, что при различных нарушениях речи наблюдаются и различные особенности психический процесс, состояний и свойств, которые необходимо учитывать в коррекционной и психолого-педагогической работе.

Логопедия – наука о нарушениях речи, о методах их выявления, преодоления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Изучает причины нарушения, симптоматику речевых расстройств, механизмы речевого нарушения (функционирование систем в условиях патологии), течение речевого расстройства, структуру нарушения, методы коррекционной работы.

В конце 19 века педагоги стали интересоваться речевой патологией. В начале 20 века из медицины ответвляется дисциплина, которая занимается речевой патологией. А также из спец выделяется  лиц с нарушениями речи. Т.о. на стыке двух наук образовалась  лиц с нарушениями речи.

Организация логопедической помощи в россии

Логопедическую помощь оказывают в учреждениях системы просвещения и системы здравоохранения. В любом возрасте оказывается логопедическая помощь.

Учреждения системы просвещения:

  1. Детские сады.

Существуют логопедические группы в массовых детских садах, также существуют специальные детские сады.

— В речевые группы принимаются дети, у которых только речевое

нарушение, которым нужна помощь логопеда.

— В речевые детские сады принимаются дети с речевыми

нарушениями, которые требуют комплексной коррекции.

С этими детьми работают: специальный психолог, специальный

педагог, детей наблюдает психоневролог, организуются

специальные кабинеты массажа, физиотерапия. Для таких детей

организуется специальный режим: речевой, охранительный. С

этими детьми помимо коррекционной работы проводится

25 стр., 12096 слов

Психолого-педагогические основы коррекции заикания детей дошкольного возраста

... Знание законов развития речи детей необходимо для правильной диагностики нарушений речи и выбора соответствующей коррекционно-воспитательной работы по преодолению данной речевой патологии. Исследователь выделяет ... заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов. В комплекс лечебно-педагогических мероприятий входят лечебные препараты и процедуры, лечебная физкультура, психотерапия, ...

воспитательная и образовательная работы.

2. Школа.

  • Специальные логопедические кабинеты или пункты при массовых школах. В этом кабинете работает только логопед.
  • В речевые школы принимаются дети с таким нарушением речи, которое мешает овладеть школьной программой в обычных условиях обучения. В эти школы принимаются с тяжелым нарушением речи, они нуждаются в комплексной коррекционной помощи (логопеды, психологи).

    Дети обучаются по программе массовой школы, но программа адаптирована, видоизменена. Логопед сам обучает детей.

Учреждения здравоохранения:

— Поликлиника: логопедические кабинеты

— Речевые стационары и полустационары психоневрологической

клиники. Поступают лица с речевой патологией, которым необходима

сложная диагностика, которым необходимо лечение.

Задача психолога с разными возрастными группами:

  1. дошкольники – методика исследования: выбор и адаптация методик.

— изучение особенностей психического развития детей с речевой патологией, первичный или вторичный дефект, спонтанное и направленное развитие, разработать методики психокоррекционной работы.

  1. школьники:
  • определение готовности к школьному обучению (ведущие слабые анализаторы, разработать индивидуальный план обучения, программы обучения).
  • Профилактическая работа, которую необходимо проводить в период возрастных кризисов.
  • Развитие деятельности, общения
  • При необходимости логопедической помощи направить к логопеду.
  1. подростковый возраст:
  • профилактика рецидивов, обострений.
  • Следить за развитием личности и своевременно проводить психокоррекционную работу.
  • Помощь в профориентации подростка.
  1. взрослые:
  • восстановление нарушенных психических функций и социальная реабилитация больного.

Этиология речевых нарушений

Причины речевых нарушений объединяют в 3 группы:

  1. эндогенные
  2. экзогенные
  3. соц.-психологические

Могут быть самостоятельными, а могут действовать в комплексе. Одна и та же причина может вызвать разные расстройства. Одна и та же причина может вызвать расстройства разной степени тяжести. Это зависит от времени и от продолжительности .Наиболее вредоносное влияние эти причины оказывают в критические периоды развития речи ребенка.

Критические периоды:

  1. от рождения до 1 года (премоторное созревание, развитие восприятия)
  2. от 1 до 2 лет = 14 – 18 месяцев (созревание вторичных речевых зон: зоны Брока и Вернике).
  3. 3 года (психологический кризис, развитие речи)

Если в это время действует вредный фактор, то происходит нарушение нормального языка, а не структуры. – заикание.

  1. 6 –7 лет. Вредоносные факторы, которые действуют в это время, обостряют речевое нарушение. Может быть рецидив речевого нарушения. Возникновение дополнительных речевых нарушений.
  2. Пубертатный период. Усиливает симптоматику, могут появляться вторичные симптомы, связанные с личностью, поведением.

Пренатальный период – 1-й триместр: закладка органов. Если вредный фактор действует в это период нарушается нормальное анатомическое развитие ребенка  возникают тяжелые уродства. 2-й триместр: развиваются древние структуры головного мозга. Если вредный фактор в этот период, то нарушается формирование этих структур, нарушение двигательных актов центрального характера, например, дизартрии. 3-й триместр: развитие клеток коры головного мозга. Если вредный фактор действует в этот период, то идет разрушение клеток коры  страдает высшая символическая деятельность, освоение языка.

11 стр., 5049 слов

Тема «Особенности психолого-педагогического изучения детей разного ...

... них речи. Большинство детей имеют грубые нарушения звукопроизношения и недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, поэтому при проведении стандартизированной или свободной беседы необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, уровень его речевого и ...

ЭНДОГЕННЫЕ ПРИЧИНЫ

Наследственность: передача ненормальных генов, особенности протекания нервных процессов, особенности темперамента, характера. В этом случае наследственность является фоном + какая-то причина может привести к психическому нарушению,  нарушение речи. Наследственное нервное заболевание: например, дисплазия ядер черепно-мозговых нервов.

ЭКЗОГЕННЫЕ ПРИЧИНЫ

Условно делятся на:

  1. органические
  2. функциональные

Органические: разрушают ткань ЦНС и периферической НС и разрушают нормальное строение периферического речевого анализатора.

Функциональные: анатомически органы в порядке, но они изменяют нейродинамику (отправление функций).

Не возникает своевременное возбуждение или торможение нервных клеток,  это отражается на функциях.

Разделение этих причин условное, т.к. одна и та же причина может быть как органической, так и функциональной.

Нервная система может ослабить нейроинфекции, родовые травмы.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ

  1. Неправильная речевая среда (т.к. речь развивается по подражанию, то если в среде наблюдается речевая патология, ребенок может принять ее за эталон,  неправильное оформление речевого высказывания).
  2. Эмоциональная депривация (эмоциональная холодность родителей, неумение общаться с ребенком приводит к тому, что у ребенка не возникает потребности к речевому общению,  речь не развивается).
  3. Неправильное воспитание ребенка в семье, (конфликты в семье):
  • вседозволенность приводит к тому, что ребенок чувствует свою неповторимость, исключительность,  в контакте со сверстниками ведет себя также, а тек как сверстники этого не принимают, то может быть ослабление нервной системы, это может привести к заиканию.
  • Авторитарное воспитание: ребенка хотят научить всему, что ведет к перегрузкам. Родители добиваются, чтобы ребенок показал высокие результаты во всех делах,  ребенок находится в постоянном напряжении,  возникает нервный срыв, который часто вызывает срыв речевой деятельности.
  • Разные требования, которые предъявляют ребенку в семье,  срыв нервной системы.
  1. Неправильное воспитание речи:
  • Взрослые начинают говорить удобным языком для малыша (сюсюканье),  ребенок не получает речевой материал, образец языкового материала.
  • Усложнение речевого материала. Речевой материал, который не соответствует возрасту ребенка.  нервный срыв, который приводит к нарушению речевой деятельности.
  • Родители не обращают внимание на речь ребенка, не поправляют его. Например: ребенок говорит очень быстро, эта привычка может закрепиться и привести в речевое нарушение.

При анализе этиологии речевых нарушений оценивается:

15 стр., 7164 слов

Нарушение речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи

... у детей с нарушениями речи. Формирование словарного запаса и грамматического строя речи аномальных детей в специальной психологической и педагогической литературе рассматривается в ряду важнейших задач их речевого ... классов для детей с тяжелыми нарушениями речи не достигает того уровня, который свойственен детям более младшего школьного возраста (6-7 лет), имеющим нормальное речевое развитие. Даже ...

А. Совместимость причин.

Б. Время воздействия причин и продолжительность действия.

В. Определение органических причин или функциональных.

ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

В настоящее время в России действуют 2 классификации речевых нарушений:

  1. клинико-педагогическая классификация – направлена на коррекцию. Обращает внимание логопеда на то, что должно стать предметом коррекционной работы. Этой классификацией пользуется логопед.
  2. Психолого-педагогическая классификация – создана для нужд образования, системы просвещения. Действует только в системе просвещения. Логопед исправляет речевой дефект, а в школе их необходимо обучать и воспитывать.

Виды речевых нарушений по клинико-педагогической классификации

  1. Дисфония, афония – отсутствие или расстройство фонации в следствие патологического изменения голосового аппарата. Нарушение может быть органическим или функциональным. Может быть центральное поражение (нарушаются участки, структуры мозга, проводящие пути, которые отвечают за голосообразование), может быть периферическое (отвечает за голосообразование).

    Может возникнуть у детей и у взрослых. Может быть самостоятельным расстройством, может входить как симптом других речевых нарушений. Афония – отсутствие голоса: наблюдается при удалении гортани, вследствие сужения гортани. Дисфония – расстройство голоса: нарушение силы, высоты и тембра голоса. Голос может слабым или резким, монотонным, сиплым, хриплым, квакающим. Сопряжено с появлением психических симптомов. Возникает у ораторов, певцов, актеров,  смена профессии; стесняются своего голоса.  появляется множество психических симптомов: изменение поведения.

  2. Брадилалия – патологически замедленный темп речи. Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы. В норме человек произносит от 8 до 12 звуков в секунду, замедленный темп: 1-2 звука в секунду. Это центрально обусловленное нарушение, часто имеет органический характер. Может быть изолированы, но встречается вредно. Чаще входит в симптомокомплекс других речевых нарушений и нервно-психических нарушений. Брадилалия часто сочетается с брадикинезией (замедленные движения).
  3. Тахилалия – патологически ускоренный темп речи. Ускоренная реализация речевой программы. Произнесение 30-40 звуков в минуту. Центрально обусловленное нарушение; может быть и органическим, и функциональным. Возникают трудности при общении, в воспроизведении речи. Нарушается построение фразы: больной может недоговаривать слово, могут быть паузы, больной еще не сказал одну мысль уже перескакивает на другую. Чаще всего на свой быстрый темп речи не обращает внимание. Тахилалия может перейти в заикание.
  4. Заикание – нарушение ритмической организации речи, которая обуславливается судорожным состоянием мышц речевого аппарата – это внешние проявления. Заикание представляет сложный симптомокомплекс, входят и речевой и нервно-психический симптом. Заиканием занимаются и врачи и педагоги, и психологи, и логопеды. Заикание происходит входе речевого развития ребенка (3-5 лет).

    Может продолжаться на протяжении всей жизни. Имеет непостоянное течение: бывает период, когда человек хорошо говорит. Заикание склонно к рецидивам (возвратам).

    Расстраивает процесс коммуникации. Это центрально обусловленное нарушение; может быть органическим и функциональным.

  5. Дислалия – представляет собой нарушение звукопроизношения. Нарушается звукопроизношение, при этом слух сохранный и сохранны иннервация речевого аппарата. Основным симптомом является неправильное звуковое (фонемное) оформление речи, звуки родного языка искажаются, заменяются, пропускаются. Чаще всего дислалия возникает в ходе речевого развития ребенка – функциональная дислалия. Может быть вызвана органическими поражениями (повреждение речевого аппарата) – органическая = механическая дислалия. Может возникнуть и у детей, и у взрослых.
  6. Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения. Обусловлено анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (строением носовой полости, твердого и мягкого неба, глотки).

    5 стр., 2141 слов

    дидактическая игра как средство коррекции звукопроизносительной ...

    ... Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Академия, 2000. – С. 45-54. 21. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений [Текст] / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., ...

    Устаревший термин ринолалии – гнусавость. Среди патологии строения носовой и ротовой полости особое место занимает дефект врожденная расщелина неба.

  7. Дизартрия – нарушение произношения, которое обусловлено недостаточной иннервацией речевого аппарата. Представляет собой сложный симптомокомплекс нарушений. Нарушение звукопроизношения, а также голоса и дыхания. Представляет собой сложный симптомокомплекс нервно-психических нарушений (психомоторные нарушения).

    Тяжелая степень дизартрии называется анартрия – невозможность членораздельной речи. Дизартрия возникает и у детей и у взрослых. Носит органический, центральный характер. У детей чаще всего возникает вследствие перенатальной патологии. Чаще наблюдается у детей с ДЦП.

  8. Алалия – представляет собой отсутствие речи или недоразвитие. Обусловлено органическим поражением коры головного мозга во внутриутробный или ранний период развития ребенка. Представляет собой недоразвитие языковой системы. Встречаются дети с грубыми семантическими нарушениями (не понимают обращенную к ним речь).

    Дети, которые понимают обращенную к ним речь, но не могут выразить свои мысли. По отсутствию или наличию семантического дефекта различают формы алалии.

  9. Афазия – полная или частичная утрата речи. Возникает в результате очагового поражения коры головного мозга, чаще левого полушария. У ребенка афазию может поставить после трех лет.
  10. Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения. Возникает в ходе обучения ребенка. Полная невозможность чтения – алексия.
  11. Дизграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма, которое проявляется в ходе обучения. Несформированность письма называется аграфия. Дизграфия и аграфия относится к нарушениям, которые возникают у школьников.

При афазии может быть распад чтения и письма, но это не называется дислексией или дизграфией, а входит в симптомокомплекс афазии. Нарушение чтения и письма может быть и у взрослого, это не называется дислексией или дизграфией.

Виды речевых нарушений по психолого-педагогической классификации

Создана для нужд просвещения, для того, чтобы можно было комплектовать группы. В каждой речевой патологии выделили основные симптомы, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. На основе общности симптомов нарушения были выделены группы детей с речевыми расстройствами. В эти группы принимаются с разной речевой патологией, у которых ведущие симптомы схожи.

14 стр., 6822 слов

Нарушение связной речи у дошкольников с задержкой психического развития

... из задач профилактики и коррекции речевых нарушений дошкольников с ЗПР, ввиду того что у всех отмечается системное недоразвитие речи различной степени. Все выше сказанное, ... готовность Заключение Список литературы Введение Речь - это форма общения, которая включает процессы построения и понимание высказывания. Речь ребенка рассматривается как специфическая, иерархически организованная ...

Выделяется 3 группы детей с речевыми нарушениями:

  1. фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение произношения звуков. Сюда входят дети с дислалией, дизартрией, ринолалией.
  2. Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное речевое расстройство, симптомокомплекс нарушений; представляет собой расстройство лексики, расстройство грамматики, нарушение произносительной системы. Т.е. представляет собой недоразвитие или патологическое развитие системы языка. Сюда относятся дети с алалией, дизартрией, ринолалией, с задержкой развития речи (из-за ослабленного организма), дети с интеллектуальной недостаточностью, реже с сенсорной недостаточностью.
  3. Группа детей с заиканиями.