Опросник ДДО (Дифференциально-диагностический опросник)

Автор методики: Климов Е.А.
Цель: Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий по Е.А.Климову. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

Номера и буквенные обозначения в клетках листа ответов соответствуют номерам и обозначениям вопросов. Каждый вопрос имеет как бы два "крыла", соединенных союзом "или". Чтобы ответить на вопрос, нужно спросить себя: "Правится ли мне занятие, о котором говорится в первой части вопроса или нет?" и поставить в листе ответов знак:

Если очень нравится +++

Если нравится ++

Если скорее нравится, чем не нравится +

Если скорее не нравится, чем нравится -

Если не нравится --

Если очень не нравится ---

Подобным же образом следует спросить себя и про занятие, упомянутое во второй половинке вопроса. Не забудь, что одну из половинок следует обязательно предпочесть - в ней должно быть больше плюсов или меньше минусов.

Предположим, что после соответствующего обучения ты сможешь выполнять любую работу. Однако, если бы тебе пришлось выбирать только из двух возможностей, что ты предпочтешь?

Ухаживать за животными.

или

1б 

Обслуживать машины, приборы(следить, регулировать).

Помогать больным людям, лечить их

или

Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

За

Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грам­пластинок

или

Следить за состоянием, развитием рас гении

Обрабатывать материалы (дерево, ткань, пла­стмассу, металл и т.п.)

или

Доводить товары до потребителя (рекламиро­вать, продавать).

Обсуждать научно-популярные книги, статьи

или

Обсуждать художественные книги (или пье­сы, концерты)

Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

или

Тренировать товарищей (или младших) в вы­полнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных).

Копировать рисунки, изображения (или на­страивать музыкальные инструменты).

или

Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством: подъемным краном, трактором, тепловозом и др.)

Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)

или

Художественно оформлять выставки, витри­ны (или участвовать в подготовке пьес. кон­цертов)

Ремонтировать вещи, изделия (одежду, тех­нику), жилище

или

Искать и исправлять ошибки в текстах, таб­лицах, рисунках

10а

Лечить животных

или

10б 

Выполнять вычисления, расчеты.

11а

Выводить новые сорта растений

или

11б

Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделии (машины или оде­жду, дома, продукты питания и т.п.)

12а

Разбирать споры, ссоры между людьми, убе­ждать, разъяснять поощрять, наказывать.

или

12б

Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).

13а

Наблюдать, изучать работу кружков художе­ственной самодеятельности

или

13б

Наблюдать, изучать жизнь микробов.

14а

Обсуждать, налаживать медицинские прибо­ры, аппараты

или

14б

Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15а

Составлять точные описания - отчеты о на­блюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

или

15б

Художественно описывать, изображать со­бытия (наблюдаемые или представляемые)

16а

Делать лабораторные анализы в больнице

или

16б

Принимать, осматривать больных, беседо­вать с ними, назначать лечение.

17а

Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий.

или

17б

Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов.

18а

Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, ту­ристические походы и т.п.

или

18б

Играть на сцене, принимать участие в кон­цертах

19а

Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду) строить здания

или

19б

Заниматься черчением, копированием черте­жей, карт

20а

Вести борьбу с болезнями растений, с вре­дителями леса, сада.

или

20б

Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

Анализ результатов

Наибольшие количества плюсов и наименьшие количества минусов - симптомы пред­почтении, склонностей оптанта. Очень часто они косвенно говорят и о его способностях.

Данный опросник помогает хотя бы отчасти ограничить область выбора профессии, предпочесть те пли иные зоны карты мира профессий. Не следует преувеличивать точность из­меренных предпочтений. Самое важное, что мы можем узнать в результате применения этого опросника - к какой области приложения сил человек сейчас более склонен, к какой - менее. Баллы указывают лишь направление, а не величину изменения оцениваемого признака. Вот по­чему неправомерно, строго говоря, взаимно уничтожать плюсы и минусы, полученные в обра­ботке каждого столбца. Также нельзя придавать значения различиям в величине итоговых (по столбцам) чисел при сравнении результатов диагностики двух разных людей. Например, если у одного оптанта по какому-либо столбцу (шкале) результат 11, а у другого - 15, неправомерно делать вывод о том, что во втором случае предпочтение выражено “сильнее”. Правомерно де­лать выводы о различиях в предпочтении профессий определенного типа. Итак, ДДО позволяет определить, какие профессии человек предпочитает (но не на сколько).

Типы профессий в соответствии с традиционно различаемыми разновидно­стями объектных систем

1. Человек - живая природа. Представители этого типа имеют дело с рас­тительными и животными организмами, микроорганизмами и условия­ми их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоо­техник, ветеринар, микробиолог.

2. Человек - техника (и неживая природа). Работники имеют дело с нежи­выми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик, тех­ник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, тех­ник-технолог общественного питания.

3. Человек - человек. Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, груп­пы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец продовольст­венных товаров, парикмахер, инженер - организатор производства, врач, учитель.

4. Человек - знаковая система. Естественные и искусственные языки, ус­ловные знаки, символы, формулы - вот предметные миры, которые за­нимают представителей профессий этого типа. Примеры: оператор фо­тонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед.

5. Человек - художественный образ. Явления, факты художественного ото­бражения действительности - вот что занимает представителей этого ти­па профессий. Примеры: художник - декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, ар­тист балета, актер драматического театра.

Конечно, строго распределить по пяти типам все профессии невозможно. Более правилен такой подход к классификации профессий: надо исходить из того, что профессия может характеризоваться одновременно признаками разных типов, но в равной мере. Так, дирижер хора - это и собственно музыкант, и организа­тор группы людей. Агроном - это специалист в области растениеводства, и ор­ганизатор производства, и знаток сельскохозяйственной техники, и в какой-то мере и картограф (кто, кроме него, составит специальные карты угодий данного хозяйства?). Поэтому, группируя такие сложные много признаковые явления, как профессии, надо учитывать факт нечеткости их границ и ориентироваться на главные, основные группы признаков. Для разных целей возможны раз­ные группировки.


Jlucm ответов ДДО

Фамилия, имя __________________________________

Класс _________________

Человек - природа

Человек - техника

Человек - человек

Человек - знаковая система

Человек - художественный образ

1 а

16

26

За

36

4 а

46

56

6 а

66

76

86

96

10 а

106

11a

116

12 а

126

13 а

136

14 а

146

15 а

156

16 а

166

17 а

176

18 а

186

19а

196

20 а

206

Обработка данных опросника.

В каждом столбце отдельно подсчитываются суммы плюсов и суммы минусов. Сумма плюсов ставится в третьей снизу строчке в соответствующем столбце, сумма минусов - во второй строчке. Алгебраическая сумма проставляется в нижней строчке.  

Дата: 10.01.2014
наверх