Кинетический рисунок семьи

Авторы методики: Р.Бернс, С.Кауфман
Цель: Дает информацию о субъективной семейной ситуации ребенка, помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них.

КИНЕТИЧЕСКИЙ РИСУНОК СЕМЬИ

Этот тест представляет богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ребенка. Он помогает выявить отношения ребенка к членам своей семьи, семейные отношения, которые вызывают тревогу или конфликты для рисующего, показывают, как ребенок воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье.

Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок является творческой деятельностью, не только отражающей восприятие ребенком своей семьи, но и позволяющей ребенку анализировать, переосмысливать семейные отношения. В этом смысле рисунок семьи не только отражает настоящее и прошлое, но также направлен и на будущее, так как при рисовании ребенок интерпретирует ситуацию, решает проблему актуальных семейных отношений. В этот момент психолог может помочь ребенку понять ситуацию в семье, вместе с ним поискать возможности лучшей адаптации ребенка в своей семье. Но здесь следует избегать суггестивной, привнесенной извне интерпретации ситуации, предоставив возможность самому ребенку понять и воспринять столько, сколько он может, исходя из его психологической зрелости.

Тест КРС состоит из двух частей: рисования своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш (твердость 2 М) и ластик.

Инструкция испытуемому: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы ее члены были чем-то заняты». На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний. Например, «можешь рисовать, как хочешь.» Предлагаемую инструкцию можно несколько видоизменить: «Нарисуй свою семью так, чтобы каждый ее член и ты были чем-либо заняты.» Инструкция несколько изменена, потому что требование рисовать всех членов семьи без себя не дает возможности получить ценную информацию о взаимоотношениях ребенка в семье в тех случаях, когда он рисует не всех членов семьи.

Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования. После того, как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме: 1) кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи; 2) где работают или учатся члены семьи; 3) как в семье распределяются домашние обязанности; 4) каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи.

В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные аспекты рисунка. Формальными особенностями рисунка считается качество линии рисующего, положение объектов рисунка на бумаге, стирание рисунка или его отдельных частей, затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, представленных на рисунке, их взаимодействие и расположение, а также соотношение вещей и людей на рисунке.

При интерпретации КРС основное внимание обращается на следующие аспекты:

1) анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нарисованной семьи, взаимодействие и расположение членов семьи на рисунке);

2) анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи (различие в стиле рисования, количество деталей, схема тел отдельных членов семьи);

3) анализ процесса рисования (последовательность рисунка, комментарий, паузы, эмоциональные реакции во время рисунка).

Рассмотрим подробнее каждый аспект схемы интерпретации.

1. Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с которыми находится в конфликтных отношениях. Например, ученица 1-го класса не рисовала свою младшую сестру, которой во время выполнения теста было полгода. Скорее всего, девочке было трудно приспособиться к изменившейся семейной ситуации после рождения младшей сестры. Первоклассник нарисовал своего отца тракториста на другой стороне листа. Это могло быть свидетельством негативного отношения мальчика к отцу, который пил., бывал грубым и злым.

Иногда дети рисуют людей, которые не входят реально в состав семьи. Так, ученица 2-го класса нарисовала в левом верхнем углу отца, уходящего вдаль с портфелем в руках. Родители этой девочки два года тому назад развелись.

Расположение членов семьи на рисунке часто показывает их взаимоотношения. Так, например, важным показателем психологической близости является реальное расстояние между отдельными членами семьи. Иногда между отдельными членами семьи рисуются разные объекты, которые служат как бы преградой между ними. Довольно часто можно увидеть рисунок, в котором отец сидит, спрятавшись за газетой, или около телевизора, отделяющего его от остальных членов семьи. Мать чаще рисуется у плиты, как бы поглощающей все ее внимание. Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует о хороших благополучных семейных отношениях. Например, ученик 6-го класса нарисовал, как он с матерью и отцом вместе работают во дворе: мама доит корову, он приносит для коровы воду, отец чинит забор. Часто общая деятельность соединяет несколько членов семьи. Это может свидетельствовать о наличии внутренних группировок в семье. Дети с ювенильным ревматоидным артритом чаще, чем их здоровые сверстники, не рисовали себя; это показывало, что в связи с частым пребыванием в санаториях и больницах у этих детей меняются семейные отношения и их восприятие. Рисуя свою семью, некоторые дети изображают все фигуры очень маленькими и располагают их на нижней части листа. Это может свидетельствовать о депрессивности ребенка, о его чувстве неполноценности в семейной ситуации. На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Предположительно, что это также отражает эмоциональную озабоченность ребенка по поводу своей семейной ситуации, что она тревожит его, и он как бы откладывает рисование членов семьи, а рисует вещи, которые не обладают столь сильной эмоциональной значимостью.

2. Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и разукрашивает фигуру его самого любимого члена семьи. И, наоборот, если ребенок отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела. Когда отношения ребенка конфликтны и тревожны, эмоционально неоднозначно окрашены, он часто использует штриховку в обозначении того члена семьи, с которым у него не сложились эффективные связи. В аналогичных случаях можно наблюдать стирание и перерисовку. Так, ученица 4-го класса нарисовала свою мать, потом стерла этот рисунок ластиком, нарисовала, опять стерла и со слезами на глазах отказалась закончить рисунок. Можно предположить, что отношения матери с девочкой для нее эмоционально значимы, хотя в таких случаях необходима беседа, чтобы понять, не было ли такое поведение обусловлено простой требовательностью к себе со стороны девочки. Важное диагностическое значение имеет неадекватная величина фигуры. Например, ребенок нарисовал младшую сестру не только больше, чем он сам, но даже больше, чем родители. Это может свидетельствовать о том исключительном внимании, которое родители оказывают младшей сестре, о ее особом месте в иерархии семейных отношений.

Нужно отметить, что в рисунках, особенно детей младшего школьного возраста, можно наблюдать несколько стилей рисования. Так, часто одним стилем рисуются отец и братья, а другим – мать и сестры. Особенно отличается тип прорисовывания волос, одежды. По тому, как ребенок рисует себя, можно понять, с кем он сильнее идентифицируется (с матерью или отцом), адекватно ли это полу ребенка.

3. Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы. Когда дети, особенно среднего школьного возраста и старше, отговариваются тем, что они не умеют рисовать, это вполне нормально и понятно. Психолог может успокоить ребенка, сказать, что тут не столько важно красиво нарисовать, сколько придумать деятельность для членов семьи. Но бывают дети, многочисленные отговорки которых, а также манера прикрывания нарисованного рукой могут свидетельствовать о недоверии ребенка и неуверенности в своих силах, о его потребности в поддержке со стороны взрослого. Чаще всего свой рисунок ребенок начинает с изображения того члена семьи, к которому действительно хорошо относится. Иногда наблюдаются паузы перед тем, как ребенок начинает рисовать одну из фигур. Это в некоторых случаях может свидетельствовать об эмоционально неоднозначном и даже негативном отношении ребенка. В комментариях также может сквозить его отношение к членам семьи, но во время выполнения теста психологу не следует вступать в разговор с ребенком.

Для теста КРС также была разработана система количественной оценки. Было выделено пять симптомокомплексов:

1) благоприятная семейная ситуация,

2) тревожность,

3) конфликтность в семье,

4) чувство неполноценности,

5) враждебность в семейной ситуации.

Симптомокомплексы «Кинетического рисунка семьи»

Симптомокомплекс

С и м п т о м

Балл

1.Благопритная

семейная ситуация

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Общая деятельность всех членов семьи

Преобладание людей на рисунке

Изображение всех членов семьи

Отсутствие изолированных членов семьи

Отсутствие штриховки

Хорошее качество линий

Отсутствие показателей враждебности

Адекватное распределение людей на листе

Другие возможные признаки

0,2

0,1

0,2

0,2

0,1

0,1

0,2

0,1

П.Тревожность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Штриховка

Линия основания – пол

Линия над рисунком

Линия с сильным нажимом

Стирание

Преувеличенное внимание к деталям

Преобладание вещей

Двойные или прерывистые линии

Подчеркивание отдельных деталей

Другие возможные признаки

0,1,2,3

0,1

0,1

0,1

0,1,2

0,1

0,1

0,1

0,1

Ш.Конфликтность

в семье

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Барьеры между фигурами

Стирание отдельных фигур

Отсутствие основных частей тела у

некоторых фигур

Выделение отдельных фигур

Изоляция отдельных фигур

Неадекватная величина отдельных фигур

Несоответствия вербального описания и

рисунка

Преобладание вещей

Отсутствие на рисунке некоторых членов

семьи

Член семьи, стоящий спиной

Другие возможные признаки

0,2

0,1,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,1

0,1

0,2

0,1

IV.Чувство неполноценности в семейной ситуации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Автор рисунка непропорционально маленький

Расположение фигур на нижней части листа

Линия слабая, прерывистая

Изоляция автора от других

Маленькие фигуры

Неподвижная в сравнении с другими фигура автора

Отсутствие автора

Автор стоит спиной

Другие возможные признаки

0,2

0,2

0,1

0,2

0,1

0,1

0,2

0,1

Y.Враждебность в

Семейной ситуации

1

2

3

4

5

6

7

8

Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа

Агрессивная позиция фигуры

Зачеркнутая фигура

Деформированная фигура

Обратный профиль

Руки раскинуты в стороны

Пальцы длинные, подчеркнутые

Другие возможные признаки

0,2

0,1

0,2

0,2

0,1

0,1

0,1

Дата: 02.03.2015
наверх