Мотивация профессиональной деятельности

Автор методики: К.Замфир (в модификации А.Реана)
Цель: Диагностика мотивации профессиональной деятельности (в том числе, педагогической)

Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности (в том числе – педагогической). В основу методики положена концепция о внутренней и внешней мотивации. О внутреннем типе мотивации можно говорить, если деятельность значима для личности сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, внеположных самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются здесь на внешние положительные и внешние отрицательные.

Инструкция:

«Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале».


В очень значительной мере

В достаточно незначительной мере

В небольшой, но и в не малой мере

В достаточно большой мере

В очень большой

мере

1. Денежный заработок






2. Стремление к продвижению по работе






3. Стремление избежать критики со стороны руководителей или коллег






4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей






5. Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других






6. Удовлетворение от самого процесса и результата труда






7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности






Обработка:

Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) в соответствии со следующими ключами:

ВМ = оценка п.6 + оценка п.7 ;

2

ВПМ = оценка п.1 + оценка п.2 + оценка п.5 ;

3

ВОМ = оценка п.3 + оценка п. 4 ;

2

Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (возможно, и дробное).

Интерпретация:

На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.

К оптимальным результатам следует отнести следующие два типа сочетаний:

ВМ > ВПМ > ВОМ и ВМ = ВПМ > ВОМ

Наименее оптимальным мотивационным комплексом является тип

ВОМ > ВПМ > ВМ

Между этими комплексами заключены промежуточные, с точки зрения их эффективности, иные мотивационные комплексы.

При интерпретации следует учитывать не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по степени выраженности.

Например, нельзя считать абсолютно одинаковыми два ниже приведенных мотивационных комплекса:

ВМ ВПМ ВОМ

1 1 2 5

2 2 3 4

И первый, и второй комплексы относятся к одному неоптимальному типу:

ВОМ > ВПМ > ВМ.

Однако видно, что в первом случае мотивационный комплекс личности значительно негативнее, чем во втором. Во втором случае по сравнению с первым имеет место снижение показателя отрицательной мотивации и повышение показателей внешней положительной и внутренней мотивации.

См.: Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999. С. 235-237.

Дата: 02.03.2015
наверх