Изучение мотивации учения школьника

Автор методики: Матюхина М.В.
Цель: Выявление уровня развития интереса к содержанию и процессу учения

Обследование проводится индивидуально, чтобы исключить всякое влияние других детей. Каждому учащемуся предъявляется бланк с перечнем из 12 занятий и предлагается подчеркнуть самые любимые. 
Перечень составлен таким образом, что число занятий, связанных с содержательной стороной (пункты 1, 4, 7, 9, 10, 11), было равно числу занятий, связанных с процессуальной стороной обучения (2, 3, 5, 6, 8, 12). 
В свою очередь, в каждой из этих групп можно выделить подгруппы, отражающие различные уровни содержательной и процессуальной сторон. Указание на пункты 1 и 10 рассматривается как свидетельство того, что учащегося привлекает занимательность на уроке; 
9 и 11 – учебные факты; 
4 и 7 - суть явлений; 
3 и 6 - сам процесс действий; 
2 и 12 – поисково-исполнительская деятельность; 
5 и 8 - творческая деятельность. 

Перечень занятий: 
1 - Слушать, когда учитель приводит интересные примеры. 
2 – Выводить правила на уроках математики. 
3 - Выполнять упражнения по русскому языку. 
4 - Узнавать, откуда произошли числа. 
5 - Самому составлять упражнения по русскому языку. 
6 - Решать задачи по математике. 
7 - Узнавать, почему предмет называется определенным словом. 
8 - Самому составлять задачи. 
9 - Узнавать правила написания слов. 
10 - Слушать, когда учитель рассказывает что-то необычное. 11 - Узнавать о математических действиях. 12 - Выводить правила на уроках русского языка. 

Обработка результатов: 
1. Анализ материалов можно представить в таблице  

Количество указаний на любимые занятия, связанные с

Содержанием   учения

Процессом    учения

ВСЕГО

Занима-

тельностью

Учебные факты

Сутью явлений

ВСЕГО

Дейст-

виями

Поисково-испол. деят.

Творч. деят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2. Индивидуальный уровень развития учебных интересов учеников можно выявлять, оценивая каждый выбор в баллах: Выбор занятий 1, 3, 6, 10 – баллом 1; 
Выбор занятий 2, 9, 11, 12 – баллом 2; 
Выбор занятий 4, 5, 7, 8 – баллом 3.


Дата: 03.03.2015
наверх