Интервью с педагогом (карьерное консультирование)

Автор методики: Клюева Н.В.
Цель: Выявление возможностей и достижений в педагогической деятельности, а также выделение мотивов педагогической деятельности.

См. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем М., 2000.

Методические указания к проведению

При проведении интервью следует помнить о правилах его проведения.

  1. В основе кадрового интервью лежит диалог.
  2. К интервью следует подготовиться заблаговременно, дав такую же возможность педагогу.
  3. Необходимо создать доверительную атмосферу, способствующую дискуссии.
  4. При обсуждении акцент необходимо делать на деятельности педагога, а не на его личности.
  5. Не торопиться с выводами и заключениями.
  6. Можно позволить себе высказывать свою точку зрения на обсуждаемые вопросы.
  7. Завершать беседу важно на положительной ноте.

Инструкция для педагога:

Данное интервью – часть работы с педагогами школы. Оно позволит Вам лучше понять себя, свои возможности и достижения в профессиональной деятельности. Постарайтесь как можно более точно отвечать на вопросы, но избегайте излишних подробностей. Ваше мнение особенно интересно для меня как для психолога школы, результаты нашей беседы будут носить закрытый характер.

Вопросы.

  1. Что привлекает Вас в настоящее время в Вашей работе?
  2. Изменилось ли Ваше отношение к профессии педагога с того времени, как Вы начали работать в школе?
  3. К какой точке зрения ближе Ваше мнение:

- первоочередная задача школы – дать ученикам глубокие и прочные знания;

- в школе ребенок прежде всего приобретает опыт социальной жизни, и первоочередная задача учителя – воспитание личности;

- школа должна способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся и формировать навыки самостоятельного мышления.

  1. Многие педагоги говорят, что нынешние ученики изменились, причем не в лучшую сторону. Что Вы думаете об этом?
  2. Какое представление о себе Вы хотели бы создать у учеников? Почему?
  3. Как строятся Ваши взаимоотношения с учащимися? Поддерживаете ли Вы связи со своими бывшими учениками? Что дает Вам общение с учениками?
  4. У Вас есть ученик, который не проявляет никакого интереса к учебе? Что Вы можете предложить для того, чтобы изменить его отношение к учебе?
  5. Вы объясняете важный материал классу, внезапно один из учеников спрашивает, зачем ему это учить. Что Вы ему ответите?
  6. У Вас в классе есть ученик, у которого очень сложные отношения в семье. Что Вы будете делать?
  7. Возникают ли у Вас при общении с учениками отрицательные чувства?
  8. Что для Вас означает понятие «трудный ребенок»? Есть ли у Вас трудности в общении с учащимися? Если есть, то какие?
  9. Одна и та же группа учеников постоянно опаздывает на Ваш урок. Ваши действия?
  10. Как Вы думаете, нужны ли какие-то специальные способности или качества, чтобы быть хорошим педагогом?
  11. С каким настроением Вы обычно идете в школу? Как Вы себя чувствуете в школе чаще всего?
  12. Что Вы цените в себе как в профессионале? Что помогает Вам эффективно работать в качестве педагога?
  13. Как складываются Ваши отношения с коллегами?
  14. Некоторые учителя способны вызвать большой интерес учеников к своему предмету. Как Вы думаете, что помогает им в этом?
  15. Чему бы Вы хотели научиться, чтобы более эффективно работать?
  16. Есть ли у Вас возможность участвовать в управлении школой? Если есть, то какая?
  17. Из чего складываются Ваши отношения с администрацией?
  18. Вы можете открыто обсуждать с администрацией и коллегами свои профессиональные проблемы?
  19. Способны ли Вы принять критику в свой адрес? Как Вы реагируете на критические замечания коллег или администрации?
  20. Как Вы представляете свою профессиональную карьеру? Каким педагогом Вы себя видите через 5, 10 лет?
  21. Какую форму повышения квалификации Вы считаете наиболее приемлемой для себя?
  22. С чем связано Ваше желание аттестовываться?

Критерии оценки ответов

Характеристика ответа

баллы

1. Ответ лаконичен, носит неразвернутый формальный характер. Учитель проявляет недостаточное видение важнейших аспектов деятельности, ее перспективных линий, не умеет сформулировать проблемы и возможные пути их решения. Испытывает затруднения в организации взаимодействия с учащимися, коллегами по работе и администрацией

2–4

2. Ответ носит осмысленный и достаточно развернутый характер. Педагог способен обозначить личностную позицию, видит некоторые перспективы профессиональной деятельности. Но общая характеристика недостаточно целостна, не всегда удается найти адекватные способы решения проблем

5–7

3. Учитель дает глубокие развернутые суждения о педагогической деятельности. Имеет четкую личностную позицию по всем аспектам деятельности. Хорошо осмысливает возникающие проблемы, осознает возможные перспективы их конструктивного решения. Открыт новым идеям, творчески подходит к их реализации в своей практике

8–10

Минимальная сумма баллов, которую может набрать учитель, – 50, максимальная – 250.

200–250

баллов

Педагог имеет сложившуюся концепцию профессионально-педагогической деятельности; осознает свои ресурсы и ограничения, перспективы профессионального развития. Высокий уровень рефлексивности.

125–200

баллов

Педагог работает над формированием индивидуального стиля педагогической деятельности, видит некоторые перспективы своего развития. Недостаточно развита рефлексивность.

50–125 баллов

Недостаточное видение важнейших аспектов профессионально-педагогической деятельности; низкий уровень рефлексивности.

Дата: 02.03.2015
наверх