Методика «Представления об идеальном родителе»

Авторы методики: Овчарова Р.В., Дегтярева Ю.А.
Цель: Выявление представлений об идеальном родителе


На основе полученных сочинений с помощью контент-анализа мы разработали авторскую методику семантического диффе­ренциала, которую назвали «Представления об идеальном роди­теле». Методика состоит из 48 полярных пар качеств, каждая пара оценивается по 7-балльной шкале (3, 2, 1, О, 1, 2, 3) в зависимо­сти от выраженности качества.

Структура методики

При отборе качеств использовались данные контент-анализа родительских сочинений, дополненные собственными идеями.

1. Все заложенные в методику качества дифференцированы по трем компонентам – когнитивный, эмоциональный, поведен­ческий; на каждый аспект приходится по 16 пар качеств.

2. При составлении методики все качества (внутри компонен­тов) подбирались по следующим антиномиям:

• положительное – отрицательное (робкий – смелый, силь­ный – слабый);

• должное – необязательное (должен быть справедливым – может быть несправедливым, должен все знать – может чего-то не знать);

• теплое – холодное (доверяющий детям – не доверяющий детям, сотрудничающий с детьми – соперничающий с детьми);

• предлагаемое – отвергаемое (бескорыстный – расчетли­вый, альтруист – эгоист);

• достижимое – неосуществимое (всегда терпелив – не все­гда терпелив); всегда понимает – не всегда понимает);

• простое – сложное (решающий за детей – не решающий за детей, компетентный – некомпетентный).

3. Методика приведена в том порядке, в котором она создавалась; в таблице даны номера вопросов в соответствии с компонентами (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) и антиномиями (см. табл.). Мы полагаем, что ее можно использовать в неизмен­ном виде, так как для испытуемых не видна внутренняя логика по­строения, например трудно угадать социально-желаемые ответы.

4. Все качества, расположенные в опроснике справа, считают­ся нами более предпочтительными, чем расположенные слева.

Мы предполагаем в большей степени качественную, чем коли­чественную, обработку методики. Количественная обработка зак­лючается в подсчете баллов испытуемого по каждому аспекту (ког­нитивный – первые 18 пар, эмоциональный – вторые 18 пар (с 19 по 36), поведенческий – последние 18 пар (с 37 по 54); в итоге получаем три показателя:

1) когнитивный показательпредставлений об идеальном родителе;

2) эмоциональный показательпредставлений об идеальном роди­теле;

3) поведенческий показательпредставлений об идеальном родителе.

Испытуемый может набрать от -54 до +54 баллов по каждому из них (3 компонента, 18 пар качеств в каждом, максимальная оценка каждого качества 3 балла). Баллы, относящиеся к каче­ствам справа, положительным, берутся со знаком «плюс», а бал­лы, относящиеся к качествам слева, отрицательным, берутся со знаком «минус».

Например, испытуемый сделал такой выбор (выбор отмечен полужирным шрифтом):

Слабый

3

2

1

0

1

2

3

Сильный

Неблагоразумный

3

2

1

0

1

2

3

Благоразумный

При подсчете когнитивного аспекта (обе пары качеств отно­сятся к нему) мы получим: +2 (так как «сильный» находится в правой части) и -1 (так как «неблагоразумный» находится в ле­вой части). Итого: 2-1=1. И так далее.

Качественная обработка состоит в анализе отдельных ответов испытуемого и полученных показателей (когнитивный, эмоцио­нальный, поведенческий).

Опросный лист

1

Слабый

3

2

1

0

1

2

3

Сильный

2

Неблагоразумный

3

2

1

0

1

2

3

Благоразумный

3

Непрактичный

3

2

1

0

1

2

3

Практичный

4

Должен быть справедливым

3

2

1

0

1

2

3

Может быть не­справедливым

5

Должен все знать

3

2

1

0

1

2

3

Может чего-то не знать

6

Должен ставить детей на первое место

3

2

1

0

1

2

3

Может не ставить детей на первое место

7

Не доверяющий детям

3

2

1

0

1

2

3

Доверяющий детям

8

Соперничающий с детьми

3

2

1

0

1

2

3

Сотрудничающий с детьми

9

Злопамятный

3

2

1

0

1

2

3

Прощающий

10

Расчетливый

3

2

1

0

1

2

3

Бескорыстный

11

Эгоист

3

2

1

0

1

2

3

Альтруист

12

Безответственный

3

2

1

0

1

2

3

Ответственный

13

Всегда терпелив

3

2

1

0

1

2

3

Не всегда терпелив

14

Всегда понимает

3

2

1

0

1

2

3

Не всегда понимает

15

Всегда прав

3

2

1

0

1

2

3

Не всегда прав

16

Решающий за детей

3

2

1

0

1

2

3

Не решающий за детей

17

Не уважающий детей

3

2

1

0

1

2

3

Уважающий детей

18

Требовательный

3

2

1

0

1

2

3

Снисходительный

19

Несчастный

3

2

1

0

1

2

3

Счастливый

20

Грустный

3

2

1

0

1

2

3

Радостный

21

Злой

3

2

1

0

1

2

3

Добрый

22

Должен интересоваться детьми

3

2

1

0

1

2

3

Может не интересо­ваться детьми

23

Должен быть спокойным

3

2

1

0

1

2

3

Может быть раздраженным

24

Должен гордиться детьми

3

2

1

0

1

2

3

Может не гордиться детьми

25

Строгий

3

2

1

0

1

2

3

Мягкий

26

Жестокий

3

2

1

0

1

2

3

Ласковый

27

Холодный

3

2

1

0

1

2

3

Теплый

28

Не одобряющий

3

2

1

0

1

2

3

Одобряющий ребенка

29

Безжалостный

3

2

1

0

1

2

3

Жалеющий

30

Не любящий

3

2

1

0

1

2

3

Любящий

31

Всегда довольный детьми

3

2

1

0

1

2

3

Не всегда довольный детьми

32

Никогда не кричащий на ребенка

3

2

1

0

1

2

3

Иногда кричащий на ребенка

33

Не обижающийся на детей

3

2

1

0

1

2

3

Обижающийся на детей

34

Стыдящийся за ребенка

3

2

1

0

1

2

3

Не стыдящийся за ребенка

35

Не готовый к родительству

3

2

1

0

1

2

3

Готовый к родительству

36

Боящийся извиниться пере ребенком

3

2

1

0

1

2

3

Не боящийся извиниться перед ребенком

37

Не воспитывающий

3

2

1

0

1

2

3

Воспитывающий

38

Усталый

3

2

1

0

1

2

3

Отдохнувший

39

Не обучающий ребенка

3

2

1

0

1

2

3

Обучающий ребенка

40

Должен быть опытным родителем

3

2

1

0

1

2

3

Может быть неопытным родителем

41

Должен жить для ребенка

3

2

1

0

1

2

3

Может жить для себя

42

Должен проводить с ре­бенком много времени

3

2

1

0

1

2

3

Может проводить с ре­бенком мало времени

43

Не хвалящий ребенка

3

2

1

0

1

2

3

Хвалящий ребенка

44

Не балующий ребенка

3

2

1

0

1

2

3

Балующий ребенка

45

Не опекающий

3

2

1

0

1

2

3

Опекающий

46

Не слушающий ребенка

3

2

1

0

1

2

3

Слушающий ребенка

47

Не помогающий

3

2

1

0

1

2

3

Помогающий

48

Приказывающий

3

2

1

0

1

2

3

Просящий

49

Всегда может повлиять на ребенка

3

2

1

0

1

2

3

Не всегда может повлиять на ребенка

50

Никогда не командующий

3

2

1

0

1

2

3

Иногда командующий

51

Всегда выполняющий капризы ребенка

3

2

1

0

1

2

3

Не всегда выполняющий капризы ребенка

52

Вмешивающийся в жизнь ребенка

3

2

1

0

1

2

3

Не вмешивающийся в жизнь ребенка

53

Ограничивающий свободу ребенка

3

2

1

0

1

2

3

Не ограничивающий свободу ребенка

54

Критикующий ребенка

3

2

1

0

1

2

3

Не критикующий ребенка

Структура методики «Идеальный родитель»

Антиномии

Когнитивный аспект (номе­ра вопросов)

Эмоциональный аспект (номера вопросов)

Поведенческий аспект (номера вопросов

Положительное – отрицательное

1-3

19-21

37-39

Должное – необязательное

4-6

22-24

40-42

Теплое – холодное

7-9

25-27

43-45

Предлагаемое – отвергаемое

10-12

28-30

46-48

Достижимое – неосуществимое

13-15

31-33

49-51

Простое – сложное

16-18

34-36

52-54


Дата: 03.03.2015
наверх