Берт Хеллингер (Bert Hellinger) | Биография

Берт Хеллингер (Bert Hellinger)
Годы жизни: 1925 - по наши дни
Родина: Лаймен (Баден) (Германия)

Хеллингер (паспортное имя — Антон) родился 16 декабря 1925 года в семье немецких католиков в городе Леймен. Затем его семья (Хеллингер был средним из 3-х сыновей) жила в Кёльне.

Тема богословия и религии красной нитью проходит через всю его жизнь. Сразу после начальной школы, в возрасте 10-ти лет, Берт поступает в интернат миссионерской конгрегации, чтобы стать священником и миссионером.

«Святые отцы, которые руководили интернатом, были очень хорошими. Они предоставили нам все возможности: спорт, путешествия, уроки музыки, театральные представления. Я учился играть на скрипке, играл в местном оркестре и пел в хоре. У нас также была большая библиотека».

Но в 1941 году, по решению нацистских властей, этот интернат закрывают и Хеллингер вынужден продолжить учебу в городской гимназии в Касселе. Где стал участником запрещенной группы молодежного католического движения. В результате чего, после окончания 7-го класса, получил характеристику, что является «потенциальным врагом народа».

В 1942 г., в 17 лет, призывается немецкими властями на службу в армию. Доподлинно неизвестно, принимал ли Хеллингер участие непосредственно в военных действиях. Служил он в боевом подразделении на западе Германии и во Франции. Приписан был к строительным частям вермахта. Но можно быть уверенным, что ужасы и тяготы войны повлияли на личность и характер молодого человека. Его старший брат Роберт в 1945 году погибнет на восточном фронте. Роль и взаимосвязь «жертвы» и «агрессора», работа с потерями, тема жизни и смерти будут особенно акцентированы в его духовных практиках.

В 1944 г. Хеллингер попадает в плен к американцам и работает в лагере для военнопленных на территории Бельгии, где осваивает английский язык. Через год ему удается бежать из лагеря. И уже через 6 недель он вступает в католический религиозный орден Марианхилл и принимает имя Сюйтберт (Suitbert), сокращенно Берт. Это имя останется с ним и после выхода из Ордена в 1971 году.

«Я вступил в Орден и на протяжении года был, так называемым, послушником. Этот первый год является введением в духовную, спиритуалистическую жизнь. Человек не делает ничего другого, кроме медитации, общего моления, духовного чтения и прослушивания лекций. Утром было полчаса совместной медитации, затем церковная служба, несколько раз в день совместное моление, а в промежутках каждый медитировал в одиночку.

У меня был целый год времени, и я не занимался ничем другим. Это было как продолжительные упражнения – вступление в духовность. По истечении этого года я принял решение вступить в Орден и дал, так называемые, временные обеты на три года. Это были обеты бедности, воздержания и послушания».

В 1946 г. он исполнил мечту детства, получив теологическое образование. Приняв послушничество и, полгода отработав в должности капеллана, переезжает в Южную Африку. Продолжает там изучать английский и педагогику, чтобы преподавать в школах прихода.

«Сначала в Южной Африке меня послали на три года в университет для того, чтобы я смог работать учителем в средней школе. Затем я некоторое время был директором школы, а затем попал в миссионерское отделение. Позже я курировал все школы епархии и проводил курсы по повышению квалификации учителей этих школ. К концу своей деятельности в Южной Африке я стал директором элитной школы для местных жителей в Марианхилле.»

Именно там ему приходится столкнуться с серьезными проблемами. И его подчиненные, и его ученики, были не только различного цвета кожи, но и представляли разные нации и вероисповедания, что приводило к жесточайшим столкновениям и конфликтам.

Для преодоления этих сложностей англиканская церковь направляет группу преподавателей-психологов, специалистов по групповой динамике. На этих занятиях в 1964 году Хеллингер впервые знакомится с методами групповой психотерапии и, освоив их, ведет свои семинары. Работая с американскими психологами, он искал пути, благодаря которым противоречия и ненависть могли обернуться принятием и диалогом. Параллельно изучал традиционную культуру «примитивных» народов и то, как решаются семейные проблемы в племенах коренных жителей Африки.

«Меня очень сильно впечатлило уважение, которое люди, живущие там, испытывают по отношению к своим родителям. Еще уверенность, с которой матери там обходятся со своими детьми, является удивительной. Им не знакомы трудности с детьми. Они просто знают, что нужно детям. Матери всегда были расположены к детям. Что я еще впитал, так это уважение к другим людям. Там каждый может сохранить свое лицо. Или как, например, люди разговаривают друг с другом на собраниях общины. Они действительно живо обмениваются мыслями друг с другом до тех пор, пока не найдут решение. И этот способ обхождения друг с другом также меня сильно впечатлил».

В 1969 г. Хеллингера, как руководителя пасторского семинара миссии, переводят в Германию, где он проводит курсы по групповой динамике. Однако, вскоре Хеллингер замечает недостаточность своего образования в области психотерапии. Он переезжает в Вену и начинает изучать психоанализ, проходя курс собственного анализа.

Какое-то время ему удается совмещать свою деятельность в Ордене с психологией. Но в 1971 году Хеллингер понимает, что ему стало тесно в церковных рамках и принимает решение сложить с себя сан священника. Разрыв с Орденом был долог и труден, это было важнейшее в его жизни решение.

В скором времени он знакомится со своей будущей женой Гертой и вступает в брак; детей у них нет. Теперь Берт проводит свои психотерапевтические группы вместе с женой. Еще через год заканчивает обучение психоанализу, сдает все необходимые экзамены и переезжает в Германию. Но вскоре не проходит аттестацию, как психоаналитик.

«Незадолго до этого мне в руки попала книга Артура Янова «The primal scream» («Изначальный крик»). Я был поражен и сразу же испробовал его методы в своих группах по групповой динамике. Это произвело на меня сильное впечатление, и я думал: «Невероятно, какие это открывает возможности». В то время я должен был делать доклад в Зальцбургском объединении коллег, и я рассказал там об этой книге. Просто рассказал. После этого руководитель объединения коллег, профессор Карузо, позвал меня к себе. Он сказал, что я не могу больше оставаться членом их объединения, и что они не могут признавать меня в качестве психоаналитика. А затем – дословно: «Я, как епископ православной церкви, не могу принять кого-то из числа «людей Христа». Таким образом, они меня выкинули».

Берт продолжает непрерывно учиться и много работает. С 1971 г. он разрабатывает и проводит семинары групповой психотерапии, в которых использует многие идеи современной ему психологии и психотерапии. Он проходит обучение лично у Артура Ялома, затем у Милтона Эриксона изучает гипнотерапию и НЛП. Осваивает транзактный анализ Эрика Берна, гештальттерапию Фрица Перлза, семейную психотерапию в разных формах и многое другое.

Но постепенно, к 1980-м годам, кристаллизуется его собственный метод работы – семейная расстановка, как краткосрочная психотерапия, ставшая основой семейно-системной терапии. Метод быстро завоевывает популярность в Германии и за ее пределами.

Хеллингер характеризует себя как практика, который, испробовав много различных методов, нашел в конечном итоге свой собственный. Он искал пути эффективной психотерапии и в результате создал метод, удивительный по мощи и глубине, опирающийся на любовь, связывающую людей друг с другом, метод человечный и краткий. Важнейшим его открытием при этом, является факт влияния на судьбу человека любви, скрытой за всеми нарушениями поведения и телесными симптомами. Ключевую задачу семейно-системной терапии Хеллингер видит в нахождении того пункта, где сосредоточена любовь, тогда мы оказываемся у «корней» и находим путь к решению проблемы человека.

Вокруг Хеллингера образуется группа увлеченных методом коллег, и они быстро развивают новые направления и техники расстановочной работы: структурные расстановки (Матиас Варга фон Кибед и Инзе Шпаррер), организационные расстановки (Ян-Якоб Стамм), расстановки с использованием фигурок (Зиглинда Шнайдер).

В 80-х годах Берт Хеллингер активно работает, вступает в немецкое общество семейных терапевтов, но по-прежнему не проводит учебных программ и не пишет книг. Первое обобщение принципов, лежащих в основе его работы, было сделано врачом-психиатром, исследователем семейных отношений из Гейдельбергского университета Гунтхардом Вебером. Он участвовал в его группе, когда самому Берту Хеллингеру было уже 65 лет. Результатом этого обобщения и стала книга “Кризисы любви”, которая в немецком оригинале называется “Два рода счастья” или “Двоякое счастье” (G.Weber, "Zweierlei Gluck. Die systemische Psychotherapie Bert Hellingers", 1992).

С 1994 г. Хеллингер демонстрирует свою работу публично, его аудиторией бывает одновременно до тысячи и более человек. Теперь Берту уже за восемьдесят, и он по-прежнему не стоит на месте. Им написаны более шестидесяти книг, которые переведены на 25 языков; проведены сотни семинаров от Швеции до России, от Тайваня до Японии и Кореи, от США до Чили и Аргентины, от Израиля до Марокко.

В 2007 году Хеллингер основал собственную школу, получившую название Hellinger Sciencia (sciencia – старолатинское написание слова scientia, означающее «наука»). Берт и его вторая супруга Мари София Хеллингер (Эрдоди), с которой они поженились в 2003 году, вместе ведут семинары, обучающие группы и международные лагеря. Основные мероприятия проводятся в небольшом австрийском городке Пихль (Pichl).

Терапевтическая работа Хеллингера основана на актах признания, уважения, правды, принятия судьбы, смирения и мужества. В последние годы его терапия все больше приобретает характер работы по нахождению согласия и примирения, что в конечном итоге проявляется как служение Миру. Дав тысячам последователям действенный метод помощи, Берт идет дальше, за рамки психотерапии – к большей цельности, глубине, простоте. Он говорит о себе, что на самом деле он философ, а его метод – всего лишь подспорье в этой его основной работе.

Можно сказать, что Берт Хеллингер, вслед за Виктором Франклом, графом Дюркгеймом, Карлом Роджерсом работает в психотерапии с духовным измерением. В апреле 2008 года Хеллингер впервые продемонстрировал, так называемые, «многоуровневые расстановки» и в настоящее время развивает это новое направление «духовных системных расстановок», в то время как «классические» расстановки самостоятельно развивают его последователи.

Для объективной картины, необходимо упомянуть, что отношение к Берту Хеллингеру неоднозначное. Несмотря на многочисленных и искренних последователей, учеников и просто сторонников, которые смогли на себе испытать, эффективность метода, и благодарны ему. Признание со стороны официальных психотерапевтических ассоциаций происходит с большим сопротивлением. Они готовы рассматривать метод системных расстановок лишь, как один из подходов семейной психотерапии. С чем Берт принципиально не соглашается и борется за статус самостоятельного отдельного метода.

Особенно большие претензии вызывают его авторитарность и несогласие со многими общепринятыми трактовками таких тем, как отношение к жертвам насилия, инцесту, абортам, роли мужчин и женщин в семье и др. Полярность мнений по отношению к Хеллингеру остается, но он не обращает на это внимания. И когда ему говорят: «Может быть, стоило бы по-другому сформулировать некоторые из его тезисов – было бы меньше криков и раздражения?» — он отвечает: «Что имеет больше силы?».

2005—2007 годы стали годами серьезного противостояния между Бертом Хеллингером и его теперь уже бывшими последователями и коллегами. В результате конфликта немецкая расстановочная ассоциация исключила из своего наименования имя Хеллингера.

С 2008—2009 годов на его семинарах все больше участников, которые относятся к последователям различных духовных, эзотерических, телесно-энергетических практик. В совместных семинарах с Бертом, София Хеллигер стала вводить элементы «энергетической работы». Что вызывает сильную критику со стороны, как более «традиционных» психотерапевтов-расстановщиков, так и серьезных практиков различных духовных и энергетических учений. Софию критикуют как за поверхностность расстановочной и энергетической работы, так и за внесение в атмосферу семинаров элементов поклонения Берту, а также за организацию коллективных экстатических ритуалов.

Поэтому непростое отношение у Хеллингера и с церковью. Несмотря на то, что принципиальных противоречий у метода с христианством нет и, скорее, многие его идеи перекликаются с религией, полностью принять это сложно. Для большего понимания, можно прочитать отличную дискуссию христианских психологов с критикой и анализом метода.

Иногда Берт сам вольно или невольно провоцирует скандалы вокруг своего имени и обвинения в расизме и антисемитизме. Например, покупка «дома Гитлера», бывшей Рейхканцелярии, или написание «Послание к духу Гитлера» подливает масло в огонь и вызывает такую реакцию его коллег и близких.

И в то же время, все отмечают его тактичность, открытость, искренность и много любви и принятия к людям и к Миру.

_____________________

http://www.rasstanovki.lv

наверх