Плотин (Plotinos) | Биография

Плотин (Plotinos)Годы жизни:ок. 204 -ок. 269 гг. н. э. Родина: Ликополис (Египет)

Плотин; Plotinos, ок. 204-ок. 269 гг. н. э., греческий философ, создатель неоплатонизма. Происходил из Ликополя в Египте.

Юность провел в Александрии; слушал там лекции многих философов, однако саоме сильное впечатление на него произвел Аммоний Сакк, учеником которого он был 11 лет. На 40 году жизни переехал в Рим, где его учение нашло множество последователей, в их числе были сам император Галлиен и его жена Салонина. Пользуясь их покровительством П. выдвинул проект основания в Кампании города философов «Платонополя», жители которого могли бы воплотить в жизнь социальные идеалы Платона. В нем также должен был поселиться сам П. со своими учениками. Но план этот не был реализован.

П. пользовался в Риме большим уважением и популярностью. Он преподавал там более 25 лет. Писать начал поздно, примерно на пятидесятом году жизни. Оставил после себя 54 труда, которые его ученик Порфирий издал под заглавием Эннеады. Нашими сведениями о жизни и деятельности П. мы тоже обязаны Порфирию, который предварил свое издание обширным вступлением О жизни Плотина и о его книгах. Порфирий, Амелий и врач Евстиох были ближайшими друзьями и наиболее выдающимися учениками П.

Первым изданием сочинений П. следует считать труды, собственноручно написанные автором и распространявшиеся в кругу друзей и учеников.

Второе издание, по-видимому, вскоре после смерти П., подготовил Евстиох, расположив работы в хронологическом порядке. Эннеады Порфирия являются третьим по счету изданием сочинений П. Оно оттеснило предшествующие издания и оказало огромное влияние на историю человеческой мысли. Порфирий отказался от хронологического принципа Евстиоха и расположил труды согласно их тематике: а именно объединил в группы труды на сходные темы и установил, что в этом случае мы видим 6 больших разделов по 9 работ в каждом (эннеад).

Три первые эннеады включали книги, касающиеся этики и эмпирического мира, четвертая и пятая — книги о душе и разуме, шестая же — книги о Благе (Абсолюте).

Каждую книгу Порфирий снабдил «заголовком» (kephalaion): кратким пересказом, дополненным замечаниями об обстоятельствах написания книги — а также «выводами» (epicheirema), своеобразным послесловием, содержащим необходимые замечания и пояснения к тексту. Заглавия трудов в его издании принадлежали не самому П., но его читателям.

5 стр., 2268 слов

Теоретические основы формирования первоначальных представлений ...

... Объект исследования – процесс формирования первоначальных представлений о здоровом образе жизни у детей 3-4 лет с задержкой психического развития. Предмет исследования – методические особенности формирования ... первоначальных представлений о здоровом образе жизни у детей 3-4 лет с задержкой психического развития правилами личной гигиены. Гипотеза исследования: ...

Разделение трудов на проблемные группы облегчало знакомство с трудным учением П. Произведения П. являлись диатрибами. Мы находим в них все черты современной П. литературной диатрибы: спор с вымышленным противником, поэтические цитаты, импровизации, языковые вольности. Несмотря на это, сочинения П. носят индивидуальный и неповторимый характер. Чтобы их понять, требуется действительно хорошо знать философию П. и помнить о ее отвлеченном характере. П. в своей философии отталкивался от Платона. Он воспринял платоновское разделение идеального и реального миров, но постарался уничтожить разделявшую их пропасть, утвердить единство бытия и создать монистическую систему, связав разделенные Платоном элементы. Чтобы достигнуть этой цели, он смотрел на мир с точки зрения его рождения и развития. Различные формы бытия оказались у него этапами этого единого развития.

Реальный мир действительно отличается от идеального, земной — от божественного, но один происходит из другого. Нет множественности миров, есть единое бытие, в своем развитии обретающее различные формы. Согласно П., характерным свойством бытия является акт творения, он создает все новые и новые его формы, которые представляются его эманациями. Теория эманаций — основной стержень системы П. Эманации подчиняются определенным законам: чем совершеннее бытие, тем большей творческой мощью оно наделено, а каждая форма бытия происходит от другой, более совершенной. Порядок рождения эманаций соответствует снижению уровня их совершенства. В связи с этим Пю различал три основных формы бытия: 1) совершеннейшее бытие — Абсолют; 2) бесплотный мир разума (kosmos noetos) и 3) материальный мир чувств (kosmos aisthetos): душу и материю. Из Абсолюта, который П. представляет как высшую красоту, высшее благо и высшее единство, рождаются эманации, иные формы бытия, все менее совершенные и все более зависимые. Эти формы П. называет гипостазами. Он различает две либо три гипостазы: 1) мир разума; 2) эмпирический мир: душа и материя. Только мир разума поистине существует, воплощает полное и неизменное бытие, то есть онтологическое; чувственный мир всегда «является», а значит несет в себе гигнетическое бытие. Оба эти мира всегда существовали и будут существовать, но если первый мог бы существовать без второго, то второй без первого — нет. Бесконечность существования обоих миров базируется на вечности Абсолюта. Различение мира разума и мира чувств соответствует платоновскому разделению на материальный мир и мир идей.

Новой у П. была концепция Абсолюта и эманаций. Первой гипостазой Абсолюта является мир духа, или идеальный, второй — психический мир, понимаемый П. как единая мировая душа, в которой содержатся все отдельные души. Последняя гипостаза — это материя. Она — предел процесса эманации. Процесс же этот неизбежен, он необходимо проистекает из природы бытия. В него включается и материальный мир. Этот постулат представляет собой основное положение философского монизма П.

14 стр., 6964 слов

Аристотель: идеи, душа, этика и государство

... животных I, 1,с.39). Определение души. В своем трактате «О душе» Аристотель определяет душу в системе понятий своей метафизики — сущности, формы, возможности, сути бытия, энтелехии. Душой может обладать ... только естественное, а не искусственное тело (топор души не имеет). Это естественное тело ...

В человеческой душе П. выделял две главные составляющие: низшую и высшую душу. Низшая душа исполняла все функции, связанные с телом, растительные и животные — П. наделяет ее ответственностью за все несовершенства и ошибки. Зато высшая душа свободна от них и благодаря этому способна достигнуть высочайших уровней бытия. Этот обратный путь души к совершенству П. называет «дорогой вверх». Таким образом, с одной стороны мы имеем ряд эманаций, от наиболее совершенной формы бытия до все менее совершенных, а с другой — вознесение души от менее совершенного бытия к более совершенным. Душа может подниматься ввысь различными путями: 1) через познание (экстаз, который был высшим таинством и подлинной целью философии П.); 2) через эстетическое восприятие (искусство, согласно П., является материальным воплощением идей и средством уподобления божеству; впервые у него теория искусства стала необходимым элементом философской системы) и 3) путем нравственного совершенствования (этика).

После смерти П. действовали уже 3 знаменитые неоплатонические школы: александрийско-римская (Порфирий и Лонгин, III в. н. э.), сирийская (ее основатель — Ямблих, IV в. н. э.) и афинская (наиболее выдающийся представитель — Прокл, V в. н. э.).

Под влиянием философии П. находился Августин, а также многие христианские теологи и философы нового времени, такие как Мен де Биран во Франции или Шеллинг в Германии.

________________

Античные писатели. Словарь. — СПб, изд-во Лань, 1999 г.