Введение в коррекционную педагогику и специальную психологию.

В современном обществе появляются и вырастают дети с разным уровнем и качеством развития, как умственного, так и физического. Есть дети, которые требуют особого ухода и обращения в связи с аномалиями в развитии. Исходя из этого, значимыми и важными являются разделы педагогики – коррекционная педагогика – и психологии – специальная психология.

Коррекционная педагогика изучает образование, обучение и воспитание в условиях развития осложнённого дефекта. Специальная психология, в свою очередь, рассматривает суть, механизмы, варианты развития в аномальных условиях. Базовым понятием обоих разделов является дефект. Чтобы не было путаницы, необходимо ввести понятие дефекта. В специальной психологии и коррекционной педагогике он рассматривается как временный или постоянный недостаток в развитии и/или функционировании либо органов тела человека вследствие длительного соматического или инфекционного заболевания, либо психики человека, включая сенсорные нарушения, аутизм, умственную отсталость, подтверждённые в установленном порядке.

Специальная психология сейчас, в том числе, занимается психологией особых состояний, возникающих преимущественно в детском и подростковом возрасте, эти состояния проявляются в замедлении или выраженном своеобразии социально-психического развития ребёнка. Современная специальная психология работает с детьми, имеющими нарушения в социально-психологической адаптации небиологического характера:

— дети с тяжёлыми эмоциональными переживаниями , превышающими по своей длительности и интенсивности индивидуальные адаптивные возможности ребёнка;

— дети с посттравматическими стрессовыми расстройствами: жертвы насилия и свидетели насилия, дети, переживающие разлуку или утрату близких, дети, переживающие резкую смену привычной культурно-исторической и языковой среды, дети, растущие в условиях военный конфликтов и т.д.

Ниже будет приведена типология дефектов или категорий нарушения(основа типологии – локализация нарушений и степень выраженности изменений):

I. Глухие (слуховой анализатор)

II. Слабослышащие (I-IV степени), (слуховой анализатор)

III. Слепые (зрительный анализатор)

IV. Глухие (зрительный анализатор)

V. Интеллектуальная недостаточность по типу умственной отсталости (УО).

Бывает двух видов:

1. Деменция – нарушение умственной или интеллектуальной деятельности после некоторого периода нормального развития данных процессов. Изменения носят прогрессирующий характер.

3 стр., 1486 слов

Развитие сохраннных анализаторов

... коррекционно-воспитательная работа по развитию ранней сенсорной сферы детей с нарушением зрения обусловливает положительный результат в процессе познания окружающего мира.Игры для развития сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения. («Обоняние и ...

2. Олигофрения – врождённые органические нарушения интеллектуальной деятельности вследствие органического повреждения центральной нервной системы (ЦНС).

Изменения не носят прогрессирующего характера.

Степени УО:

1. Дебильность (слабая степень)

2. Имбецильность(средняя степень)

3. Идиотия (тяжёлая степень)

VI. Интеллектуальная недостаточность по типу задержки психического развития (ЗПР).

Бывает четырёх типов в зависимости от причин её вызывающих:

1. ЗПР конституционального генеза (развития) – инфантилизм, например.

2. ЗПР соматогенного генеза, дети не имеют нарушений ЦНС; имеют хронические заболевания.

3. ЗПР психогенного характера; социальное окружение не соответствует развитию ребёнка.

4. ЗПР церебрально-органического генеза, слабые нарушения ЦНС, дети учатся в специальных школах.

VII. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ограниченные двигательные и физические возможности).

Дети с детским церебральным параличом (ДЦП), дети, перенёсшие полиомиелит, дети с прогрессирующей мышечной дистрофией.

VIII. Нарушения речевых возможностей. Дети-дошкольники с нарушением звукопроизношения, заикание (логопатия), алалия (сложности в речи в связи с нарушениями в головном мозге).

IX. Дети с эмоционально-волевыми нарушениями по типу раннего детского аутизма (РДА).

X. Комбинированные или сложные нарушения, когда нарушается деятельность 2х или более функций (слепоглухие, глухие дети с ДЦП и т.д.)

Дети с такими нарушениями требуют особого ухода, воспитания и обучения. Ни в коем случае нельзя думать, что детей с аномалиями в развитии ничему нельзя научить, что они ничего не понимают. В наше время доступны такие врачи как логопеды, педагоги-психологи, клинические психологи, дефектологи, а также, другие специалисты по работе с такими детьми. Если вы имеете какое-то отношение к таким детям, знайте, что их возможно обучить, воспитать с помощью этих специалистов.

В данной статье мы коснулись общих положений специальной психологии и коррекционной педагогики.